Габриэль Витткоп "Хемлок, или Яды"

Нежная юная красавица, знатная римлянка Беатриче Ченчи, жившая в эпоху позднего Возрождения, стала символом жертвы карающей палача, если и не столь же известным, как Юдифь с головой Олоферна, то уж точно не менее красноречивым, часто  цитируемым в искусстве и - что важно - куда как более трагическим.

Любовно взращенная и привольно расцветшая порочность вкупе с прямо-таки завидным отсутствием голоса совести маркизы Мари-Мадлен де Бренвилье сделали эту француженку эпохи Людовика XIV очень успешной, а впоследствии и очень знаменитой, отравительницей.

Главной трагедией миссис Августы Фулхэм было даже не само её крайне неудачное замужество, а скорее крайняя наивность, так часто свойственная англичанкам эдвардианской эпохи. Однажды намечтав себе далекую и прекрасную Индию и не имея ни малейшего представления о реальной жизни в английских колониях, а равно и о том, как следует выбирать себе мужа, она просто поверила первому же посулу увезти ее в волшебную страну слонов и магараджей. И очень зря!

Прогрессирующая атрофия коры головного мозга, от которой медленно угасает муж Хемлок, стала первым в ее жизни обстоятельством, из которого Хемлок не смогла выйти победительницей. Вдруг оказалось, что со всем - правда, со всем - можно справиться, кроме вынужденного наблюдения, как твой близкий теряет человеческий облик на пути к умиранию. Гордая, хладнокровная Хемлок, чей острый ум всегда любил занятные истории, аллюзии и игру символов, переживает одну из самых приземленных и страшных в своей обыденности трагедий - горе утраты. И одновременно вплетает свою собственную историю в истории трех героинь прошлых веков, с артефактами из жизни которых сталкивается уже днем сегодняшним.

Если бы спросили меня, почему этот роман у Витткоп лучший, а он у нее и мой самый любимый - потому что в нем в предельно концентрированной форме есть всё, чем Витткоп сильна. В нем есть изящество ее языка, есть вся ее эрудиция и вкус, позволяющие без видимых усилий достоверно и ярко описывать самые разные эпохи, помещая действие хоть в Италию XVI века, хоть во Францию XVII-го, хоть в современную Индию, или в нее же времен, когда Европа еще наслаждалась Belle Époque. В прагматическом смысле вы получаете три увлекательных исторических романа по цене одного.
В "Хемлок" есть и самое откровенное для Витткоп личное признание: линию главной героини и ее мужа Витткоп списала с собственного брака. Ни в одной другой своей книге она не была так искренна и попросту человечна, говоря о любви и боли. Наконец, верная себе Габриэль Витткоп и здесь предлагает читателю метафору в истинно витткопском стиле - какова на самом деле природа ядов, и что в сущности отравляет людей: цикута, страсть? Или отчаяние?

Комментарии