Джонатан Троппер "Самое время для новой жизни"

Троппер написал свой роман в 2000-м, и в 2018-м с его книжкой случается примерно то же, что с самой первой и бесконечно обаятельной "Бриджет Джонс": отчетливо видишь, что на большую часть проблем, грызущих героев, сегодня эти герои бы просто-напросто забили.
Кого-то в 2018 году парит собственное тридцатилетие, недостаточная респектабельность образа жизни или что "все подружки по парам в тишине разбрелися, только я в этот вечер засиделась одна"? Вот именно!
А у героев Троппера такие социальные маркеры - повод для бесконечных самокопаний и неуверенности в своем (ну, хоть каком-нибудь бы уже) личном достоинстве.

Тридцатилетние разочарованные. Бен работает в "Эсквайре", на мелковатой для его писательских амбиций должности, и только что развелся с женой, на которой женился по ошибке, от сущей сердечной безнадеги. Элисон, дочка богатых родителей, сделала прекрасную карьеру, но к своей горькой печали до сих пор не обзавелась семьей, потому что с самого студенчества страдает по недоступному красавчику Джеку. Умница и обаяшка Линдси, бросившая всё, а точнее - скромную учительскую работу и бойфренда Бена, чтобы путешествовать по миру, вернулась в Нью-Йорк и поняла, что нет у нее теперь ничегошеньки. Блестящий врач и неутомимый ловелас Чак, в прошлом забавный нескладеха, никак не может поверить, что он больше не тот толстенький непопулярный мальчик, а его друзьям есть за что его уважать. Вместе они с бурным энтузиазмом бросаются спасать пятого члена своей давней компашки - Джека, кинозвезду и с некоторых пор наркомана.

И вот тут Троппер замечательно точен в том, как лучшие побуждения в отношении ближних даже у самых славных людей часто и подспудно на добрую половину замешаны с чувством "ну, хоть кому-то сейчас хуже, чем мне" и преодолением собственных комплексов через такую благотворительность. А потому довольно скоро выяснится, что терапия, которую придумали Джеку для излечения от наркозависимости - отчаявшись повлиять уговорами, четверо друзей его в самом прямом смысле похитили и силой увезли в глухой загородный домик на рехаб - станет терапией и психологическим детоксом заодно для каждого из квартета похитителей.

В начале нулевых еще не было никаких миллениалов, заявляющих свободу делать, что хочется, жить, как нравится, и не соответствовать ничьим ожиданиям. Не было разговоров о "кризисе четверти жизни", как первом переломном этапе переоценки ценностей и планов для 25-летних. Бриджет Джонс еще не презрела утягивающие трусы, а хэппи-энды без свадебных колоколов, кажется, еще не изобрели. Быть тридцатилетним тогда очевидно считалось в разы хуже, чем юным озорным гулякой по всему Тверскому околотку. И героям Троппера в этом смысле можно только посочувствовать (если конечно отбросить горячее желание как следует встряхнуть каждого из них, со словами: "Эй, чувак, хорош скорбеть! Всё, что ты себе придумал заради страданий - чушь, ты клевый, если повнимательней к себе присмотришься!").

Но при всей реликтовой замороченности на кризисе среднего возраста герои этой книжки как-то подозрительно напоминают хорошо знакомых настоящих людей. Просто с поправкой на ветер перемен. И если Троппер писал роман в собственный тридцатник и обращался прицельно к ровесникам с душеспасительной мыслью о том, что жизнь только начинается, сегодня его пилюля от деньрожденной хандры отлично попадает во все цифры вокруг 30-ти. Каким-то удивительным образом Бен, Линдси, Чак, Элисон и Джек собирают в себе актуальные заморочки и 20+ и 40- и убедительно доказывают, что эйджизм с его жесткими рамками когда-нам-что-положено разгромно проигрывает по всем фронтам. Никаких специальных дат для того, чтобы устраивать панихиду по ушедшей молодости, мечтам или жизненному задору, больше нет. Тридцатилетние давно уже на этот счет расслабились. Остальным тоже можно не загоняться. Самое время для новой жизни наступает когда угодно, стоит только захотеть. И Let's dance!)

Комментарии