Мюриэл Спарк "Аббатиса Круская"

"Аббатиса Круская" хоть и не самое значительное из того, что написала Спарк (на этот счет у нее есть "Memento Mori", "Мисс Джин Броди в расцвете лет" и на выбор - либо "Умышленная задержка", либо "Девушки со скромными средствами"; все прекрасные и маст-головой-ручаюсь-риды, чтобы составить о ней впечатление), зато точно самое отвязное. И, ну, очень смешное!

Спарк вообще не добрая шутница. Ирония у нее обычно страшно ядовитая, меткая, человеческую природу нисколечки не жалеющая, и обращена бывает к темам довольно мрачноватым. На этом фоне "Аббатиса Круская", конечно, выглядит легонькой шпилькой на злобу дня. Едва ли не водевильной и лихо балансирующей на той грани, за которой начинаются уже скетчи "Монти Пайтона".

В самом общем смысле, это такая пародия на "Уотергейтский скандал" с той самой прослушкой накануне выборов. Только происходит всё в женской католической обители, где мятежная сестра Фелицата грозит разрушить планы главной претендентки на пост аббатисы. Чтобы не дать посредственной мещаночке Фелицате ненароком выиграть выборы, сторонницы "действующей партии власти" плетут интриги, вступают в сговор с иезуитами, вдохновляются чтением Макиавелли, используют в монастыре прослушку (установленную, кстати говоря, еще при предыдущей настоятельнице) и периодически советуются по телефону с полумифической сестрой Гертрудой, которая вечно пропадает где-то в диких краях, наставляя на путь истинной веры то племя каннибалов, то секту вегетарианцев-язычников. При этом сама главная претендентка такая явная безбожница, что вместо слов молитвы всегда читает вслух стихи любимых английских поэтов, а Фелицату презирает не за ее широко известное грехопадение - та завела себе любовника-монаха - а исключительно за дурновкусие.

И можно даже совсем не замечать в "Аббатисе Круской" сатиру на Уотергейт, в ней сколько угодно самоценного комичного абсурда. А кроме того, есть еще один важный и великолепно исполненный Спарк коронный прием. Она кругом выписала своей главной героине такие ситуативные реплики, в которых форма высказывания максимально расходится с его содержанием. Дивное пиршество, если доставляет словесная игра в благообразную безнравственность, уничижительную похвалу или издевательскую ласку. Для всех остальных Спарк тоже очень постаралась, так что без залюбленных цитат никто не уйдет.
*Спасибо, леди Мюриэл, за мой вечный клич "Трезвитесь и бодрствуйте!" и беспроигрышную схему "Мы задавим паршивую сучонку своей кротостью"😊*
Ну, и последнее, что стоит знать о крутизне иронии Мюриэл Спарк - вообще-то, она была убежденной католичкой.

Комментарии