Али Смит "Осень"

Тот, кто придумал назвать "Осень" романом-коллажем, гений. Редко так радуешься точности определения уже в издательской аннотации. Али Смит сотворила невероятное:
"Осень" будто сшита из крохотных золотистых кусочков потали (а если вы посмотрите на поталь, то увидите, что из нее, вообще-то, невозможно ничего сшить). Из обрывков воспоминаний, снов, впечатлений, будничных эпизодов, сконцентрированных вокруг трех действующих лиц: композитора Дэниэла Глюка, его соседки Элизавет, с которой он подружился, когда сам был уже очень пожилым человеком, а она - еще только маленькой девочкой, и художницы Полин Боти, о картинах-коллажах которой Дэниэл и Элизавет иногда беседуют.

Годы спустя Элизавет стала искусствоведом и защитила работу по творчеству Полин Боти. В Британии бушует «Брекзит». Дэниэл, которому стукнул уже 101 год, видит удивительные сны в больничной палате, а медсестры думают, что у него очень заботливая внучка, раз она навещает его так часто. И вряд ли возможно объяснить им или кому бы то ни было, что для Элизавет значат эта дружба и этот удивительный человек, которого все считают не иначе как ее дедушкой.

Самому читателю для понимания тут тоже, вне лобовых приемов, предлагается вчувствоваться в текст. Роскошная возможность, и Али Смит вообще писательница, мастерски сообщающая именно чувства, иногда даже смутные, трудно проговариваемые ощущения на полутонах, которые всегда возникают от чтения ее текстов, как настроение, а не рассуждение.

Поэзия языка и приемы Смит в «Осени» творят фантастические вещи, за что отдельное спасибо нужно, конечно, сказать переводчику романа Валерию Нугатову, всю эту красоту передавшему. Смит то посылает привет классической английской поэзии с ее чутким вниманием к природе, то шлет в паре очень смешных эпизодов поклон приемам чисто британского лит.абсурда, задает повторами строчек тексту ритм в нужных местах. А все вместе не теряет цельности, и такое хрупкое, золотое, подрагивающее на осеннем ветру, собирается в щемящую историю о привязанности и одиночестве, об искусстве и даже о том, что личное - это политическое, и, конечно же, о любви.

Комментарии