О собаках, потере волос и первой любви. Три книги 12+ и для взрослых тоже

А давайте поболтаем об очень любопытной возрастной маркировке, за которой в современной литературе часто скрываются истории очень даже универсального масштаба, важные и нужные для читателя любого возраста. От «по-настоящему взрослых» эти книги отличает пожалуй только абсолютная прямота и неизменная доброжелательность. Их авторы никогда не скрывают, о чем именно хотят поговорить, и всегда надеются, что разговор окажется полезным, поможет и дружески поддержит того, кто взял книжку в руки.  

Так что прочь всякий скепсис! Как когда-то «Гарри Поттер» реабилитировал сказочный жанр, доказав, что метлы и волшебные палочки могут быть увлекательной темой не только для детей, но и для их родителей, так сегодня маркировка 12+ на обложке обещает вовсе не наивное развлечение уровня средних классов школы, а кое-что гораздо большее. Этот замечательный тренд проиллюстрирует интернациональная супер-команда современных писателей: итальянка Паола Дзаннонер, норвежец Ларс Соби Кристенсен и шведка Катарина Киери.

🔵Паола Дзаннонер «Зорро в снегу»

Небольшая повесть о том, как девятнадцатилетний сноубордист Лука, попав под лавину, оказывается спасенным кинологическим отделением волонтеров «Альпийской помощи» и неожиданно находит свое призвание – настоящий гимн дружбе собаки и человека. Такой дружбе двух живых существ, в ее настоящем понимании и подлинной любви к животным, которая строится на уважении к потребностям и природе собаки.

Хороший и очень доходчивый урок того, что нельзя относиться к питомцам как к игрушкам и заводить животное безответственно. Собаки тут полноправные герои истории, внимания им уделено ничуть не меньше, чем человеческим персонажам. Отчего задуманный эффект срабатывает стопроцентно – вы буквально видите живьем всех этих замечательных псов, с их уникальными и характерными повадками, с их собственной собачьей психологией, которой невозможно не восхищаться и не отдавать должное.

Дзаннонер, проведшая много времени в общении с реальными волонтерами-спасателями и их четвероногими напарниками, не только детально и интересно рассказывает о тонкостях этой работы, вводя ее в основной сюжет, но и как-то незаметно расширяет рамки истории. Говоря в конечном итоге и о том, что уважение к личному выбору, характеру и потребностям нужно и человеку от человека. Дети могут быть очень непохожи на родителей и не разделять их видения жизни или карьеры, у супругов бывают диаметрально разные занятия и увлечения, но это совсем не повод для конфликта, осуждения или неприятия друг друга.          

🔵Ларс Соби Кристенсен «Герман»

С некоторыми проблемами можно столкнуться и в десять лет, и в двадцать и в пятьдесят, и легким их переживание не будет в любом случае. Каждый, кто испытал на себе заметное изменение во внешности по состоянию здоровья, которое не скрыть от глаз окружающих, и которое никак не зависит от тебя самого, может рассказать, каково это. Испуг, растущая обида на обстоятельства (ну, почему это случилось именно со мной?!) и на окружающих (за то, что вообще замечают «уродство» или не находят правильных слов поддержки), нарушение привычного образа себя и гнетущее чувство неполноценности.

Через все это приходится пройти одиннадцатилетнему Герману, потому что у него началась алопеция. Случающееся у небольшого процента людей и не поддающееся лечению спонтанное облысение. Герман равно тяготится и собственным отражением в зеркале, где вместо светловолосого паренька теперь что-то жалкое в проплешинах, и насмешками одноклассников в школе, и нарочито бережным к себе отношением окружающих, замешанным на жалости.

Временами ироничная и смешная, временами грустная и просто очень-очень добрая, эта книжка, о том, как осознать себя в новых трудных обстоятельствах и справиться с ними, из тех, которые хочется назвать обязательными для книжной полки.         

🔵Катарина Киери «Совсем не Аполлон»

Неудобная и совсем неподходящая влюбленность случается у всех. О ней неловко говорить, в ней может быть стыдно признаться даже самому близкому другу или родным, из страха, что не поймут и осудят. В конце концов, ты и сам можешь с первого же момента, когда только затрепетало сердце, прекрасно понимать, что шансов на взаимность никаких, и «долго и счастливо» тут никогда не получится. Но голова с сердцем согласно работать не хотят. Знакомо?

Пятнадцатилетняя Лаура влюбилась в своего школьного учителя математики. И Катарина Киери здесь рассказывает не только классическую историю о первом в жизни романтическом чувстве, которое изумляет самого влюбленного и вмиг переворачивает все в голове вверх дном, заставляет щеки алеть в самый неподходящий момент и кажется попеременно то лучшим на свете событием, то самой главной личной трагедией. У Киери получается деликатно и доверительно рассказать, что вообще с этим делать. И не только пятнадцатилетним, если им случилось платонически безнадежно влюбиться, и даже не только с любовью, но как быть и с дружбой, и с отношениями в семье, потребностью в поддержке и принятии. Как важно искать общий язык и быть откровенным со своими детьми, и как решительно необходимо проговаривать обиды, чтобы их преодолеть.  

Катарина Киери вообще тот автор с гигантским терапевтическим эффектом, кто даже в самый нервный и панический момент умеет ласково сказать, что все будет хорошо - и жить действительно как-то сразу становится легче. По ее версии, в мире, где есть музыка, книги, мимолетная вдохновляющая красота, и, если приглядеться, всегда найдутся хорошие неравнодушные люди, полностью отчаяться просто невозможно. И в этом с Киери очень хочется согласиться.

Комментарии