С Бергманом я бы, конечно, так уж не горячилась, до его марианских впадин в экзистенцию кому угодно еще копать и копать (не исключая ни книжки Фокс, ни самого Франзена), но роман, и правда, симпатичный.
До отвращения благополучная семейная пара, Софи и Отто, сорокалетние бездетные интеллектуалы без материальных проблем, живут себе поживают в Бруклине, где-то на рубеже 60-70-х. Понятно, что под тонюсенькой бронёй из комфорта и социальной успешности давно цветёт букет неврозов, сюрприз в том, какое именно - до крайности нелепое - событие эту броню проломит. Софи укусит бездомный кот. И, что особенно обидно, неблагодарно и коварно цапнет за руку в тот самый момент, когда Софи возьмется его кормить, то бишь, проявлять истинное милосердие. Ну, и дальше пошло-поехало: рука болит и опухает, а вдруг бешенство или ещё какая зараза, животное же дикое, надо идти к врачу, но вдруг ужасно страшно идти, у Отто тем временем тоже нарисовалась проблема, с ним внезапно (внезапно ли?) решил расстаться его давний бизнес-партнёр, Софи всё танет с походом к врачу, Отто как-то слишком уж болезненно реагирует на разрыв деловых отношений. Череда обыденно неприятных эпизодов, которые переживают супруги, обретает словно бы макабрический оттенок и всё никак не заканчивается...
Зачем читать? Компактный и бодро спешащий к своему финалу роман (очень киногеничный, что правда), состоящий из вроде бы совсем незначительных бытовых сцен, совершенно виртуозно ими распоряжается. Верный принципу "Не рассказывай, а показывай", в каждом поверхностно простом эпизоде он выдаёт о героях что-нибудь ОЧЕНЬ красноречивое, исподволь объясняет их характеры, обнажает давние внутренние конфликты, неизжитые проблемы отношений с собой и окружающими, ярко рисует социальную среду и её рассово-классовые разломы. Словом, тот самый случай, когда автору нет нужды что-то специально проговаривать или заставлять проговаривать своих героев, то, какой ковёр они постелили у себя в гостиной, всё расскажет за них.
Комментарии
Отправить комментарий