Сьюзан Хинтон "Изгои"

Если представить совсем уж фантастическую ситуацию (которую обычно описывают как "будь у меня волшебная палочка..."), что ко мне пришли и сказали, Женя, ты можешь пожелать принятие всего одного закона, зато он будет неукоснительно исполняться всегда и везде - я бы пожелала действительно РАВНОГО совершенно свободного доступа к действительно ХОРОШЕМУ образованию. 

И, уверена, не прогадала бы. Потому что отсутствием именно этой базовой возможности объясняется огромное количество таких социальных нарывов, от которых хочется выть и лезть на стенку. Именно об этом жесткая (если не сказать жестокая) формулировка "стартовые условия", обнажающая правду о том, что одним заведомо светит больше, чем другим, как бы эти последние ни старались пробить свой социальный потолок честным старанием, умом и способностями. 

И книга Хинтон тоже об этом, хоть и не задумывалась как высказывание о важности образования. Хинтон написала ее в 16 лет, искренним манифестом против несправедливости, которую видела, от которой ей самой хотелось лезть на стенку. Книжку о "грязерах" и "вобах", подростках из бедных семей и местной золотой молодежи, превратившихся во всерьез враждующие банды в Оклахоме 60-х. С моралью о человечности, конечно же, 16-летней девочки - нельзя переставать видеть в людях по ту сторону людей, а не врагов, нельзя в угоду волчьим условиям, провоцирующим взаимную ненависть, их расчеловечивать. Тот, кого ты презираешь и лупцуешь в очередной стычке, в привычном кураже не задумываясь о серьезности последствий, не так уж сильно от тебя отличается. Он тоже о чем-то мечтает, с кем-то дружит, кому-то дорог. И пока оба вы еще совсем юные, и волчье окончательно не взяло верх, еще можно остановиться. 

Вот только "стартовые условия" этому совсем не способствуют, сокращая до самого минимума стадию обратимости. И если ты "грязер", то путь от бедового парнишки до законченного бандита, меряющего крутизну отсидками, очень короткий. Хинтон не смотрит на эту ситуацию глазами взрослого, в чем, собственно, и уникальное обаяние "Изгоев" как текста - он "был написан подростком и для подростков" (так характеризует роман в очень хорошем предисловии его переводчица Анастасия Завозова). Но и без всякого взрослого моралите Хинтон проговаривает тот самый важный ответ на вопрос, а что же делать? Когда двое старших братьев главного героя, 14-летнего Понибоя Кёртиса, твердят ему "не бросай школу, из тебя еще может выйти толк", "нам пришлось бросить, но ты не бросай", очень хочется верить, что где-то там, за открытым финалом книжки он так и поступит. И еще очень хочется, чтобы так мог поступить каждый. Чтобы этот выбор был у всех.

Ну, и еще пару слов о культовости романа. В 1983 году несколько тысяч фанатов книжки подписали петицию с просьбой о том, чтобы ее экранизацию снял сам Фрэнсис Форд Коппола. И он снял!

Комментарии