Сара Перри "Змей в Эссексе"

- Кто мы?
- Любители викторианства! 
- Чего мы хотим?
- Старой доброй Англии, мистики с разоблачением или без, торжества научного прогресса и индустриальной революции, решительных суфражисток и нежных дев в корсетах, героических докторов и благочестивых пасторов, сказочно богатых лордов и отбросов с лондонского дна...
- Ладно-ладно, в целом уже понятно.
- И чаепитий!
- Само собой.
- И пусть кто-нибудь умирает от туберкулеза. И еще побольше милых сироток! 
- *Это, кажется, никогда не закончится*
- А! И страшных пороков под маской добродетели!!
- /швыряет в неистовствующую толпу увесистым Диккенсом/ Всё! Спокойно! Через полчаса Стокера подвезут.

Сара Перри точно присутствовала на этом митинге. И как почетный член партии, назубок знающий все программные пункты, решила все их и использовать. А как писательница, чей год рождения 19/а не восемьсот/79-ый, задалась вопросом, чего может не хватать в трушном викторианском романе современному читателю? Поставленного с актуальной оптикой женского вопроса? Хоть как-то артикулированного секса? 

И вот, знаете, я не против неовикторианства. На меня как раз стопроцентно срабатывает эффект узнавания стиля изложения, типичных образов, сюжетных ходов, и я совсем не против чтобы все пили чай, без конца писали письма и ездили в омнибусах. У меня к самому викторианскому роману нежная сердечная привязанность, какая бывает к ретро-обстановке в доме любимой-прелюбимой бабушки. И в части стилизации Саре Перри все прекрасно удается, и модернизировать взгляд на происходящее так, чтобы в нужных местах светила актуалочка - тоже, и сюжетная завязка обещает пиршество: 
В крохотной деревушке, что в графстве Эссекс, опять объявился мифический змей, речное чудище, легенда о котором в этих местах существует уже пару веков как. В борьбу с хтоническим ужасом вступают решительный и во всех отношениях положительный местный пастор, убежденный, что такая дичь и суеверия не на пользу вере истинной, и дамочка из Лондона, вдова и натуралистка-любительница, считающая, что змей - это явно доисторическое животное, дожившее до наших дней, а значит, его надо изловить и описать для науки. (Привет всем, кто на этом месте сладко поежился и вспомнил "Затерянный мир"!) И пока наука и религия схлестнутся в лав стори (это не спойлер, это сразу на поверхности, если вы хоть одного викторианца читали, Бронте или Остен), вокруг такого сущего очарования будут крутиться положенные туберкулез, детишки, доктор, суфражистка, лапушка-лорд-филантроп etc.

И добрую половину книжки, пока еще не совсем понятно, куда Сара Перри решила в итоге всё увести, эта машина отлично работает. А потом - бац! - и шестеренки полетели, паровой котел взорвался, пассажиры в недоумении: "Что, правда? И вот СЮДА мы едем?! А стоило ли вообще собираться...". А машина Перри так до самого конца и застревает на полдороги - не докатившись ни до по-настоящему смелого неовикторианского угара, ни до классической викторианской развязки. Так что грустно будет и тем, кто ждал, как минимум, оргию с участием змея (серьезно, я видела такой отзыв - у Перри настолько скучные и робкие описания секса и такая пресная концовка, что лучше б уж там змей участвовал. Трудно не согласиться!), и тем, кто был бы рад и благообразному жанровому соответствию. 
Но вместо этого у Перри неистребимая серединка на половинку, как-то исподволь с полкнижки окончательно превращающая "Змея в Эссексе", не в самоценный роман, а в стилистическое упражнение на тему. Хорошо выполненное, но совершенно бестолковое.

Комментарии