Даниэль Кельман "Ф"

В "Ф" есть эпизод, который сделал бы честь любой классической книжке из корпуса лит-ры немецкого романтизма. (да, я перескажу😈 - там нет ничего спойлерящего сюжет или его развязку, не бойтесь🙃) Молодой человек случайно встречает шоумена-гипнотизера, который некогда существенным образом повлиял на жизнь отца юноши, и, желая убедиться, действительно ли гипнотизер такой роковой и демонический, как казалось из детства, прикидывается репортером студенческого журнала и идет с ним обедать. В процессе разговора юноша все больше и больше убеждается, что перед ним самый обыкновенный, даже мелкий и жалковатый человечек, чувствует свое очевидное превосходство и наконец внутренне расслабляется. Морок семейного мифа рассеян, грозное на поверку оказалось ничтожным. И уже перед тем как проститься, гипнотизеришка спрашивает юношу, на кого тот учится. Молодой человек, не долго думая, называет свою настоящую профессию. "Что, художник? В самом деле художник? - посмеиваясь, переспрашивает гипнотизер. - Действительно художник? Нет, нет, ничего. Я так просто. Художник?!", - и, смеясь, уходит. И всё, рок свершился, дыханием зловещего фатума узнаваемо продирает мороз по коже, как в каких-нибудь "Эликсирах сатаны".

Кельман вообще написал такой очень по-хорошему традиционный роман: правильный в способе выражения идеи, неоднозначный в возможностях личной интерпретации, с отчетливо читаемой авторской иронией и массой поводов для порассуждать - будто бы прямиком в университетскую программу. И здесь это не сомнительная похвала, отдающая синонимом скучности и бряцания регалий, а именно то приятное чувство, что в книжке всё ладно-складно и так, как надо: постановка вопроса о том, что такое призвание, и про счастье ли оно, можно ли убежать от судьбы, и есть ли она вообще, как случай решает дело, и как люди могут и охотно притворяются не теми, кто они есть, где здесь свободный выбор, или всё опять закольцовывается на самонапророченную судьбу и неизбежность?

Даже с самим названием можно вволю наиграться, примеряя к литере (которая, помимо прочего, первая буква фамилии главных героев) подходящие слова. Фатальность это фуфло? Фатум суть фата-моргана? Фальшивые жизни Фридляндов? Фееричная фальсификация себя - или как вам угодно.
Кельман, точно что его собственный персонаж гипнотизер Линдеман, показывает фокус, вроде бы и без утайки его объясняя как рационально устроенный трюк, и оставляя у зрителя ту самую нужную долю ощущения мистики, которая делает реальность интересней, а книжки - так и вовсе пиршеством.

Комментарии

Отправить комментарий