Маргарет Этвуд "Пенелопиада"

Встала с постели своей многомудрая Этвуд, 
Взглядом пристрастным дела Одиссея окинув,
Молвила, что-то не вяжется в этом сюжете, 
И написала, как есть, распрекрасную книжку.  
😊
Наверняка вам где-нибудь да попадалась мысль, что одна из главных морально-нравственных проблем, случившихся с литературой вообще, считая от самых древних греков и вплоть до XX века - исключительное господство в ней мужского взгляда на вещи. Вот что мужской ум своего времени считал хорошим и плохим, правильным, неправильным, то мы с вами и получили в итоге с уже готовой авторской оценкой, как само собой разумеющееся. И если какие-то морально спорные штуки мы при случае все-таки переосмысляем по-новому (ну, скажем, такая ли уж порочная женщина Анна Каренина, какой ее считал сам Толстой?), это все равно капля в море сравнительно с общей картиной давным-давно принятых клише.

К примеру, ответим-ка на вопрос, кто такой Одиссей? Герой, конечно! Кто ж поспорит. А Пенелопа? А она - символ женской верности и похвального долготерпения, мы же помним, там женихи понаехали, а она всё ткала да распускала, только бы нового мужа не выбирать, и двадцать лет Одиссея ждала и дождалась. 
А вот Маргарет Этвуд так не считает. Она другого мнения и о хитроумном Одиссее, и о терпеливой Пенелопе. 

И те, кто хорошо знаком с постмодернистскими шуточками, тут могут подумать, что "Пенелопиада" - это такой выверт сюжета со смещением акцентов, как Розенкранц и Гильденстерн у Стоппарда. А те, кто хорошо знаком с Маргарет Этвуд, читал ее "Рассказ служанки" и знает, что она феминистка - могут решить, что вся соль книжки в том, чтобы представить Пенелопу героиней, а Одиссея - патриархальным лохом позорным. И окажутся не правы обе группы. 

Этвуд действительно вонзила в Гомера восхитительно острое жало сарказма, отчего "Пенелопиада" полна такой тонкой и ядовитой иронии, что просто любо-дорого! И действительно сместила фокус на судьбы женщин во всей этой классической героике. Но получилось у нее неизмеримо больше, чем лобовой фем-манифест, или удачная постмодернистская шутка. Получилась точная и очень-очень умная картина общественных нравов (и гендерных ролей), причем не сугубо эллинских, а во всём их историческом протяжении до наших с вами, сегодняшних. 

И это, абсолютно точно, одно из самых толковых и изящных современных обращений к греческой мифологии в принципе. И жизненно нужный маст-рид для тех, кто думает, что заново пересказывать мифы ради хохмы как Стивен Фрай, не очень-то свежо и интересно).

Комментарии