Винифред Ватсон "Мисс Петтигрю живет одним днем"

В "Мисс Петтигрю живет одним днем", при том что это совершенно водевильная история, бодрая и без лишних претензий, есть отчетливый привкус эпохальности. А обнаруживается он там потому, что "Мисс Петтигрю" будто специально написана для того, чтобы этой книжкой отмечать такую переломную веху в истории женского вопроса, когда эмансипация уже случилась, но безбедное замужество еще мнится лучшим из возможных хэппи-эндов.
И вот стоит Винифред Ватсон на этом перепутье, где камень с надписью "Налево пойдешь - мизогинию изживешь, направо пойдешь - в тупик гендерных стереотипов попадешь", и никак не может решиться, куда же ей свернуть. Отчего у книжки случается буквально биполярное расстройство на почве авторского отношения ко всему женскому и самим ее женским персонажам, которые вообще-то двигают сюжет. И полюбить "Мисс Петтигрю" можно только при условии, что вы готовы простить писавшей в 30-е годы прошлого века Ватсон такую ее личную нерешительность, ну или в упор этого расстройства не замечать.
Крайне бедная и вся такая серо-мышастая сорокалетняя мисс Гвиневра Петтигрю подвизается в Лондоне гувернанткой. Из гувернанток впрочем ее постоянно выгоняют, то ли потому что богатенькие хозяева часто самодурствуют, то ли потому что воспитание детей - не призвание мисс Петтигрю, сама она склоняется к последнему варианту. Но жить на что-то надо, и, получив в агентстве занятости очередной адрес, мисс Петтигрю по недоразумению приходит не туда, где ждали гувернантку, а в квартиру, где требовалась горничная, и буквально с порога оказывается втянутой в решение насущных проблем потенциальной нанимательницы. Редкостной красавицы, певицы, актрисы и форменной дурочки Делисии Лафосс, которой вот прямо сейчас надо сделать так, чтобы двое ее любовников не встретились друг с другом в этих апартаментах. И тут у мисс Петтигрю обнаруживается доселе ей и самой не известный талант в кризисной ситуации моментально собираться, проявлять чудеса смекалки и красноречия. Мисс Лафосс, по достоинству оценив такое сокровище, конечно не может отпустить мисс Петтигрю, и той предсказуемо предстоит решить в ближайшие сутки еще парочку личных проблем богемной компашки мисс Лафосс, быть красиво переодетой и принакрашенной, побывать в раскованном светском обществе, пересмотреть свои пуританские взгляды на жизнь (а мисс Петтигрю ко всем своим бедам еще и дочь викария) и найти собственное счастье.
И будь Винифред Ватсон чуть посмелей и позубастей, книжка получилась бы не просто забавная, а во всю ширь и мощь восхитительная. Потому что Ватсон удивительным образом достает остроумия и проницательности, чтобы найти и обрисовать все напрашивающиеся на едкую шпильку картины нравов, но не хватает неизвестно чего (живительного злобства? чувства иронии? или смелости?), чтобы как следует по ним пройтись.
Что характерно, даже самую свою саркастичную за всю книжку реплику мисс Петтигрю высказывает не вслух, а произносит про себя. Когда, флиртуя с ней в компании, где все богатые дамы в связи с текущей модой помешаны на стройности и корсетах, некий джентльмен спрашивает, в чем секрет ее прекрасной фигуры, мисс Петтигрю мысленно отвечает: "Скудное питание и постоянное нервное напряжение", - а вслух отговаривается милой благоглупостью.
Так и сама Ватсон, явно замечая и обнажая проблемы женского самовосприятия и нелепых условий, которые предлагает женщине современная ей среда, в последний момент решает не осмеять общественную глупость и мораль, а выдать вслух безопасное клише. Навроде того, что каждая женщина безвольная дурочка в руках страстного кавалера; хорошим макияжем куется личное счастье; из всех предложенных тебе мужчин стоит выбрать того, кто помачовей; а молоденькие любовницы у стареющего богача суть простительное маленькое хобби, они ведь тоже все непременно дурочки, а он конечно порядочный человек.
Бонус: в экранизации мисс Петтигрю с лицом великолепной Фрэнсис Макдорманд добавили твердости характера, а остальным героям - здравой мотивации, заодно подправив сюжет, так что можно принимать как альтернативную смешливую витаминку👇

Комментарии