#Виктор_и_ёлочки

Дисклеймер: да, я тоже не в восторге от высказываний, начинающихся с "Кажется, я единственный человек, который НЕ ... /смотрел "Игру престолов"/знает, кто такой рэпер N./интересуется комиксами/втыкает во что угодно еще.

Но думать о Пелевине в другой конструкции у меня не очень получается. Это в совр.рус.лит-ре для меня, пожалуй, главная загадка. Есть писатели, которых я категорически не люблю и спокойно живу с осознанием, что они популярны и кем-то чтимы и читаемы - ноль проблем! Во всех этих случаях, если вдруг кто-то поблизости признается в любви к такому автору с аргументами, которые противоречат моим, стороны расходятся с миром, выслушав друг друга. Если оппонент настроен воинственно, я пожимаю плечами и говорю: "Дело вкуса". Конец сражению. Но Пелевин...

Простите, любому терпению есть предел. Со второго курса универа я слушаю, что ого-го, и га-га-га, и ой-ой-ой, как ты можешь, Женя, не признавать, что в лучшие свои годы он был дьявольски хорош. Ладно, возможно, я чего-то не знаю про его лучшие годы. Не стыжусь даже признаться, что читала я всего три его книги: "Чапаева и Пустоту", "Generation П" и "Empire V". Что, конечно, никак не тянет на исчерпывающее знание канона. Словом, единственное, что я тут могу противопоставить истинным адептам - что "не читал, но осуждаю" не моя история.

А моя началась, когда наша преподавательница по культурологии впервые сказала про гламур и дискурс, обозначив таким образом, что всё наше дальнейшее изучение ее предмета пройдет под эгидой отношения Виктора Олеговича к разнообразным вопросам культуры. (Не присутствуй я при этом лично, решила бы, что "культуролог, который фанатеет по Пелевину" - это такой очень смешной анекдот) В авангард осаждавшей пелевинщины скоро вступила еще и моя близкая подруга, заимевшая те самые три книжки, которые я послушно прочитала и долго потом обсуждала, потому что "Дружба - это магия"(с).☝️

Тут внимательный читатель, возможно, скажет: "Ага! Так ты читала-то Пелевина еще при царе Горохе и в ранней юности, а вот перечитала бы сейчас и, может статься, поменяла бы свое мнение". Отвечу - память на книжки и разговоры о них у меня очень хорошая, так что впоследствии (все вот эти страшно долгие годы) я свое впечатление освежала, пробежавшись по тексту, если очень было надо, и мне правда хватило, чтобы заметить, что там ничего существенно не изменилось.

Качественно возросло только сокрушенное недоумение, почему каждая следующая книжка автора, который пишет сильно растянутые, беспомощно претенциозные и не очень остроумные фельетоны на злобу дня в манере проповедь-и-отповедь-этому-обществу, каждый раз обсуждается, как громкое событие. Не то чтобы он первый человек, придумавший городить бэд трип на обрывки всей философии и мифологии, с которой он более-менее знаком. И не то чтобы самый далеко шагнувший в этом и без того сомнительном действе. И кажется, он даже не единственный мыслитель, которому свойственно постоянство однажды выбранных телег и каламбуров. Таким бывает увлечен каждый непризнанный гений и эзотерический художник-абстракционист дядя Вася, спившийся у себя в гараже еще в конце 80-х, но по-прежнему не теряющий удальства видеть периодически голову богини Иштар, качающуюся на длинной ножке и вылезающую прямо из стены, и на этой метафоре строить свою критику капитализма и общества потребления.

Ладно-ладно, может, в легендарных 90-х, когда я еще ходила пешком под стол, а потом в младшую школу, такие кунштюки и шутки, обсмеивающие рекламу из телека, были оригинальны и как-нибудь особенно метки в отношении тогдашней действительности. Но сегодня-то они свежи как горний воздух мезозоя. И ровно так же авангардны, как нынешний КВН, где когда-то - старики еще помнят - было риали кул, но теперь уже бесповоротно ловить нечего, и до сих пор в качестве основной смены декораций ездит допотопная ширма на колесиках.

У меня есть только одна версия, хоть как-то объясняющая суть непроходящего пиетета к Пелевину, и это, извините, не его мифический талант. А сила привычки к вежливому почтению - если уж раз сказали, что вот он наш славный герой, значит так тому и быть. Даже если у самых добрых критиков потом нет-нет да и проскальзывает, что очередной роман ну как бы редкостное дурновкусие, но вообще любим и ценим конечно. Режет глаз проповедь, самоповторы или вот мизогиния, но что ж поделать, с большим автором случается.

Ребята, я чесслово ума не приложу, зачем вы до сих пор это читаете. Если Виктору Олеговичу настолько не на что жить, что он вынужден строчить по книжке в год, давайте просто скидываться ему на нужды краудфандингом, а из тех ёлочек, которые пошли бы на бумагу для его сочинений, пусть растет красивый густой лес.🌲

Комментарии