Саманта Швеблин "Дистанция спасения"

Сняла как-то одна женщина дом на лето в сельской местности, вселилась туда с маленькой дочкой, а у соседей ТАКОЕ...
Кроме шуток, это действительно завязка "Дистанции спасения", которую пересказывать подробней, только портить: сначала милая рыжая дамочка из соседнего дома сообщит, что сын ее, как бы помягче выразиться, не целиком ее сын, а наполовину кое-что другое. Потом еще чертовщина всякая, от которой так хочется отмахнуться при свете ясного летнего дня, да не тут-то было - подступает всё ближе, и не миновать уже беды, и ощущение как в липком дурном сне, когда хочешь бежать, а ноги не идут, и вот бы проснуться, да не получается.

Если честно, назвать "Дистанцию спасения" магическим реализмом (а ее туда упорно пытаются записать, кажется, только из-за происхождения автора), все равно что называть крабовые палочки крабовыми. Приятное наименование, но не то чтобы отражает суть. В составе последних - как все мы знаем - никакого краба нет, а есть рыбный фарш сурими, но в целом сойдет за что-то правдивое из морепродуктов. В составе Швеблин - отчетливый привкус стивенкинговщины, на латиноамериканской почве более-менее идентичный н̶а̶т̶у̶р̶а̶л̶ь̶н̶о̶м̶у̶ магическому реализму. Но так рассуждать, и "Кладбище домашних животных" магическим реализмом могло бы быть, случись там вся хтонь не в США, а где-нибудь в Чили или Колумбии.

Словом, аргентинка Швеблин написала отличный хоррор с настежь открытым финалом и в лучших традициях жанра ужасов - на социально-психологическом подкладе, монструозно развивающем тему понятных общечеловеческих страхов. И почему бы именно так это и не назвать, вместо навешивания на нее бантиков Кортасара. Никто еще не умер от того, что пишет умелую, вязко-зловещую и вообще жуть какую атмосферную прозу, не маркированную специальным облагораживающим ярлычком для интеллектуалов и эстетов, и справедливо попадает с этой своей прозой в шорт-лист международного Букера, ну, правда же?

Инфернальная история в "Дистанции спасения" исполнена мастерски, до морозца по коже, и если не ждать от нее, простите, "умной мысли", а читать именно как классный аттракцион воображения - всё работает. Потому что для развесистой притчевости ее сюжету явно не хватает определенности, а вот для сохранения атмосферы необъяснимого и до конца не названного ужаса, от которого даже матёрому читателю точно будет не по себе, такая манера как раз эпик вин. Концентрированного напряжения в этой небольшой повести как в "Жильце" Ролана Топора, а зловещей красы исполнения - как в "Братьях Гримм" Терри Гиллиама (и сравнение тут прямо просится, потому что пишет Швеблин очень киногенично). Так что пророчат большое будущее Саманте Швеблин совершенно справедливо, даже если не принимать в расчет хвалебную телегу про подхваченное знамя магического реализма, она явно много умеет и уже сейчас делает это очень классно и самобытно.

Комментарии