#Про_"Метро" Глуховского и один атомный взрыв

Я вообще многое могу вынести от автора, пока он не соберет сексистское булшит-бинго, поэтому, честное слово, вообще не планировала придираться к жидкому писательскому мастерству Глуховского, но он собрал. А кто собрал, тот огребёт за всё. Такой уж закон справедливости.

Не то чтобы меня еще в "Метро 2033" не начали коробить его замашки, но там ладно работала общая идея постапокалиптической жизни в мрачном метрополитене (а метро❤), и за этот аттракцион на многое можно было закрыть глаза. Например, на то, что Глуховскому хорошо удаются приключения в стиле смены локаций компьютерной игрухи - "взял автомат, пошел туда, а там ТАКОЕ...", "перебежал сюда, а тут ВАЩЕ! Аааа!" - но совершенно не удаются детали его мира, с войнушкой не связанные. И от того, как устроен, н-р, Полис (цитадель, в общем-то, знания и власти внутри метро), хочется ржать. Придумал ее, будто, мечтательный пятиклассник.

Та же беда и с объемом характеров персонажей. Всё в них выпучено в тот бок, где либо бравый вояка, либо совсем не бравый, и рефлексия их вся сводится к тому, как и зачем бы выполнить приказ. Ну, да ладно, автор очень юным начал сочинять свою историю, и я охотно допускаю, что если мальчика волнуют исключительно войнушки, то нехай двигает своих солдатиков. Декорации он для них придумал неплохие.
И даже однообразный и чуточку топорный стиль письма, при котором у героев с завидной регулярностью "защипало в глазах" в горестные моменты, и это единственное клише, которое к горестным моментам применяется, а разговаривают люди одним и тем же шаблонным набором фраз - ладно, пусть. Автор юн!

Гораздо любопытней, как уже в "Метро 2033" Глуховский начинает относиться к женским персонажам. Ну, вы, возможно, уже догадались! Беготня с автоматом явно же не женского ума дело, а потому пока мужики геройствуют, раз в сто страниц появляется какая-нибудь условная женщина, которая либо подает воякам обед, либо - если это жена какого-нибудь командира и женщина-мать - заполошно голосит в трех репликах, пока командир готовится идти в бой. И хотя в книжке неоднократно подчеркивается, что в метро спаслись не преимущественно военные, а и куча гражданского населения, которое за 20 лет кое-как адаптировалось к жизни под землей, все мужики как один быстро переквалифицировались в отличных солдат (ой, ли?!) и придумали всё-всё полезное для жизни (в тексте это обычно называется "умельцы" - сконструировали/оборудовали и т.п.), и нет ни одной женщины, хоть что-нибудь существенное придумавшей или занятой важной работой в настоящий момент. Буквально ни одной женщины-врача, экономиста или инженера среди уцелевших гражданских не нашлось. Все женщины, бесполезные для выживания существа, где-то там, на задворках сюжета, варят суп.

Проследив тенденцию, в "Метро 2034" я уже опять готовилась читать про войнушки мужчин, но тут Глуховскому взбрело в голову че-нить сказать и про женщин. И понеслось! Во-первых, конечно бабы опять голосят, не понимая важность похода в бой для своего мужика. Дуры! Во-вторых, они "по-бабьи неуклюже скидывают с плеча автомат" (ну, эт самое, только мужик же может за 20 лет адаптироваться к военному положению). А в момент раздумий один из героев вспоминает былое и такой, типа, эх, сколько девок пересношал, все к ногам моим молодецким падали, а вот встретил одну, что сразу не дала и долго еще не давала, и в нее-то и влюбился и женился, так не стала та девка пустой зарубкой на прикладе автомата. Эээ... я даже не буду это комментировать. Спасибо, Глуховский, я поняла, что ты думаешь о сексе.

Но вообще-то о бабах, а не о великом, мыслить пустое - это вам Глуховский истинно так говорит - у него вот положительный персонаж в кармане не картинки с голыми бабами носит, как другие, а фотокарточку с видом Москвы. Потому как противно ему "постыдным" делом с теми картинками заниматься. Тут я, конечно, опять орнула от такого высокоморального осуждения мастурбации. Хотя, может, я неправильно поняла, и картинка с Москвой для героя - как для других вырезка из "Хастлера"?🤔 Ладно-ладно, не опошляю патриотизм.

И, наконец, объявившаяся-таки в сюжете значимая героиня, едва завидев маскулинного самца, "своим пока еще только просыпающимся чувством женщины" тут же понимает, что "она ему покорится". Это то самое место в тексте, где с моим перегретым напрочь терпением случился атомный взрыв. И на чтении этой выдающейся трилогии я поставила жирный крест. Потому что одной кондовой книжки сильно наивного автора, люто онанирующего на армию-военщину и компьютерные стрелялки с монстрами, более чем достаточно.

Комментарии