На обложке вы не найдете отдельно вынесенного имени автора, потому что официально написал книжку сам Хендрик Грун (это псевдоним нидерландского писателя Питера де Смета, долгое время сохранявшего анонимность и рассекреченного журналистами только пару лет назад).
Если окинуть взглядом литературу в целом как некий воображаемый пейзаж, окажется, что старики в роли главных героев историй занимают в ней совсем немного места. Среди гор, морей и долин, посвященных юным влюбленным, взрослеющим отрокам, проблемам людей среднего возраста и миру детской непосредственности, едва найдется островок, где обитают полнокровные персонажи на пенсии и с артритом. Получилось так потому, что сама старость, как жизненный этап, и отношение к ней качественно изменились только в последние несколько десятков лет.
Вслед за термином "третий возраст", обозначающим период активной жизни, который начинается с выходом на пенсию, возникло уже и понятие "четвертого возраста", характеризующее то, что продолжается после «третьего».
И литература, в отражение реального хода вещей, тоже стала обращать внимание на эту действительность. Приоткрывая дверцу в мир героев на седьмом, восьмом и даже девятом десятке, у которых есть свои мечты и заботы, потребности и собственный взгляд на проживание жизни. Как только мы поняли, что все там будем, и "шестьдесят — это новые сорок", и очень интересно, а что же там дальше, у нас появился Фредрик Бакман с его сверхуспешным обаятельным ворчуном Уве и Бритт-Мари, лихо начинающей новую жизнь после сорока лет брака с презренным престарелым изменщиком. И, конечно, неподражаемый Хендрик Грун - хроникер одной амстердамской богадельни!
"Пока ты строишь планы, ты живешь", - отмечает в своем дневнике 83-летний Хендрик где-то в середине того года, когда в рутинном бытовании его самого и его друзей все вдруг круто поменялось. Шестеро обитателей дома престарелых, не находящие удовольствия в том, чтобы день-деньской жаловаться на болячки, сплетничать и гадать, что подадут на обед, объединились в клуб СНОНЕМ («Старые-но-не-мертвые»). Теперь они сами, наплевав на драконовские порядки администрации заведения, организуют себе интересную жизнь – по очереди планируют развлечения на всю компанию, посещают кулинарные мастер-классы, ходят в кино, устраивают фотосеты в зоопарке, осваивают Google. Поддерживают друг друга во всем, в горе и в радости.
Именно так, и в том и в другом. Потому что когда тебе и твоим друзьям за восемьдесят, реальность - это не только масса свободного времени и относительное благополучие по части соцобеспечения. (Не будем забывать, что речь о Нидерландах, и по нашим меркам герои живут распрекрасно, хотя на самом деле нет, даже этого уровня не вполне достаточно, так что есть о чем задуматься насчет жизни наших пенсионеров и жгучего стыда за их социальное положение) Обыденной частью жизни становятся и такие вещи, как потеря подвижности, плановые операции, подступающая деменция, обсуждения с врачом, сколько еще тебе осталось по примерным подсчетам, и принципиальная поддержка права на эвтаназию.
И немудреная, на первый взгляд, истина о построении планов обретает совершенно новый, гораздо более глубокий и важный смысл. Это уже не просто про деятельную старость, потребность в общении и не покидающую с возрастом жажду новых впечатлений, удовлетворение которой бодрит лучше всяких лекарств. А утверждение без прикрас о том, что быть очень пожилым человеком и осознавать свою конечность в мире можно по-разному.
И впадая в сварливую детскость с мелкими пакостями соседям, и раздумывая о покупке скутмобиля, прикидывая, как бы покончить со всем раньше, чем попадешь в отделение для лежачих маразматиков, и не сдаваться до последнего, распивая вино с лучшим другом, который шутит над тем, как ему ногу ампутировали. Можно влюбиться и заботиться об умирающей любимой, которую разбил инсульт, так, что у читателя защемит сердце. А еще можно устроить диверсию с печеньем и рыбами в аквариуме, и от этого эпизода вы гарантированно будете смеяться в голос.
"Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни" удивительно органично сводят все это вместе - счастливое и горькое, неприглядное и прекрасное, серьезное и насмешливое. Вдумчиво объясняют, что же такое тот самый "четвертый возраст", и одновременно, не церемонясь, дают тычка под ребра: "Эй, читатель! А ну-ка, ноги в руки и сводил свою бабушку в кино. Она ведь в формате 3D еще ничего не видела. Знаешь, какое для нее это будет приключение!" И действительно будет. Хендрик Грун написал на этот счет очень незряшную книжку.
Если окинуть взглядом литературу в целом как некий воображаемый пейзаж, окажется, что старики в роли главных героев историй занимают в ней совсем немного места. Среди гор, морей и долин, посвященных юным влюбленным, взрослеющим отрокам, проблемам людей среднего возраста и миру детской непосредственности, едва найдется островок, где обитают полнокровные персонажи на пенсии и с артритом. Получилось так потому, что сама старость, как жизненный этап, и отношение к ней качественно изменились только в последние несколько десятков лет.
Вслед за термином "третий возраст", обозначающим период активной жизни, который начинается с выходом на пенсию, возникло уже и понятие "четвертого возраста", характеризующее то, что продолжается после «третьего».
И литература, в отражение реального хода вещей, тоже стала обращать внимание на эту действительность. Приоткрывая дверцу в мир героев на седьмом, восьмом и даже девятом десятке, у которых есть свои мечты и заботы, потребности и собственный взгляд на проживание жизни. Как только мы поняли, что все там будем, и "шестьдесят — это новые сорок", и очень интересно, а что же там дальше, у нас появился Фредрик Бакман с его сверхуспешным обаятельным ворчуном Уве и Бритт-Мари, лихо начинающей новую жизнь после сорока лет брака с презренным престарелым изменщиком. И, конечно, неподражаемый Хендрик Грун - хроникер одной амстердамской богадельни!
"Пока ты строишь планы, ты живешь", - отмечает в своем дневнике 83-летний Хендрик где-то в середине того года, когда в рутинном бытовании его самого и его друзей все вдруг круто поменялось. Шестеро обитателей дома престарелых, не находящие удовольствия в том, чтобы день-деньской жаловаться на болячки, сплетничать и гадать, что подадут на обед, объединились в клуб СНОНЕМ («Старые-но-не-мертвые»). Теперь они сами, наплевав на драконовские порядки администрации заведения, организуют себе интересную жизнь – по очереди планируют развлечения на всю компанию, посещают кулинарные мастер-классы, ходят в кино, устраивают фотосеты в зоопарке, осваивают Google. Поддерживают друг друга во всем, в горе и в радости.
Именно так, и в том и в другом. Потому что когда тебе и твоим друзьям за восемьдесят, реальность - это не только масса свободного времени и относительное благополучие по части соцобеспечения. (Не будем забывать, что речь о Нидерландах, и по нашим меркам герои живут распрекрасно, хотя на самом деле нет, даже этого уровня не вполне достаточно, так что есть о чем задуматься насчет жизни наших пенсионеров и жгучего стыда за их социальное положение) Обыденной частью жизни становятся и такие вещи, как потеря подвижности, плановые операции, подступающая деменция, обсуждения с врачом, сколько еще тебе осталось по примерным подсчетам, и принципиальная поддержка права на эвтаназию.
И немудреная, на первый взгляд, истина о построении планов обретает совершенно новый, гораздо более глубокий и важный смысл. Это уже не просто про деятельную старость, потребность в общении и не покидающую с возрастом жажду новых впечатлений, удовлетворение которой бодрит лучше всяких лекарств. А утверждение без прикрас о том, что быть очень пожилым человеком и осознавать свою конечность в мире можно по-разному.
И впадая в сварливую детскость с мелкими пакостями соседям, и раздумывая о покупке скутмобиля, прикидывая, как бы покончить со всем раньше, чем попадешь в отделение для лежачих маразматиков, и не сдаваться до последнего, распивая вино с лучшим другом, который шутит над тем, как ему ногу ампутировали. Можно влюбиться и заботиться об умирающей любимой, которую разбил инсульт, так, что у читателя защемит сердце. А еще можно устроить диверсию с печеньем и рыбами в аквариуме, и от этого эпизода вы гарантированно будете смеяться в голос.
"Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни" удивительно органично сводят все это вместе - счастливое и горькое, неприглядное и прекрасное, серьезное и насмешливое. Вдумчиво объясняют, что же такое тот самый "четвертый возраст", и одновременно, не церемонясь, дают тычка под ребра: "Эй, читатель! А ну-ка, ноги в руки и сводил свою бабушку в кино. Она ведь в формате 3D еще ничего не видела. Знаешь, какое для нее это будет приключение!" И действительно будет. Хендрик Грун написал на этот счет очень незряшную книжку.
Комментарии
Отправить комментарий