Кэрол Дайхаус "Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины"

Хотя в заглавие этой книги и вынесен мужчина, любопытнейшее культурологическое исследование, которому она посвящена, как субъект рассматривает именно женщин. Со времен Байрона и до наших дней женщины разных десятилетий по-разному рисовали в мечтах свой мужской идеал, и массовая культура откликалась на этот уже сформулированный запрос. Будь то книжный мистер Дарси или реальный король рок-н-ролла Элвис, юный Мик Джаггер или киношный красавчик-вампир Эдвард Каллен - девушки разных поколений сходили по ним с ума, и этому есть объяснение.

Как ни парадоксально может показаться на первый взгляд, но все эти идеальные мужские образчики гораздо больше сообщают нам не о мужчинах своего времени, а о женщинах, выбиравших себе характерных кумиров. О том, в какой социальной среде, с какими возможностями для достижения личного успеха, культурными нормами и гендерными ограничениями жили женщины разных эпох, и что им позволено или не позволительно было делать со своей сексуальностью.

И если Рудольф Валентино в 20-х годах, заодно со всеми популярнейшими героями бульварного романа того времени, каждый раз успешно отыгрывал образ экзотического страстного любовника, то уже к середине века в моду вновь вернулись ретро-лорды и герцоги с собственным поместьем и парком, как непременным атрибутом их мужской привлекательности.
Кэрол Дайхаус объясняет это тем, что период после Первой Мировой с одной стороны дышал невиданной доселе женской свободой: здесь достаточно вспомнить, что в войну женщины массово вышли на работу, избавились (и не только метафорически) от корсетов, на чем, верно предугадав этот ветер перемен, сделала себе имя молодая Габриэль Шанель со своими свободными силуэтами - и полет воображения требовал большей страсти и откровенности идеального героя-любовника. С другой стороны, ханжеская мораль всё еще очень жестко контролировала "женскую добродетель", и в границы дозволенного ни женщина, активно демонстрирующая свои сексуальные желания, ни европейский мужчина, обуянный дикой страстью, никак не вписывались. На помощь пришли те самые истории о восточных шейхах, раджах и других как бы не настолько цивилизованных мужчинах, которым свою "дикарскую" натуру демонстрировать незазорно. Ну, а героине в столкновении с ними никогда не приходилось самой как-нибудь провокационно активничать, в гарем ее и так уволакивали, как бы против воли, и уже там сама собой расцветала романтика. 
В 50-х же общественная мораль предлагала женщине в качестве идеального жизненного плана успешное замужество и роль вечно улыбчивой домохозяйки с рекламного плаката, которая одной рукой ужин готовит, другой пылесосит, успевая одновременно воспитывать детей, а ее платье, макияж и укладка в полном порядке 24/7. Откуда при таком раскладе взялись допотопные замки, лорды и герцоги в любовных романах, догадаться несложно. Для остроты ощущений их, конечно, снабжали порочными наклонностями и немножечко развратным прошлым, но романтическая героиня своей невинностью, добродетельностью и высокими принципами всегда исправляла рокового персонажа и неизменно приводила его в конце к алтарю и свадебным колоколам.

В следующие десятилетия идеальные герои закономерно превращались во всё больших бунтарей - потому что женщины требовали и добивались большей независимости. А кумиры молодели соответственно тому, как девочки-подростки переставали стыдиться своей формирующейся сексуальности и становились основными потребительницами массовой культуры.

Книга Дайхаус - одновременно и очень забавный экскурс в историю культа "идеального мужчины", демонстрирующий, насколько нелепа сама идея об идеале (он всегда получается очередным совершенно нежизнеспособным набором взаимоисключающих качеств), и довольно печальный рассказ о том, скольких прав и свобод были лишены девочки и женщины, вынужденные мечтать о сильном и блистательном герое, как единственном спасении от неприглядной действительности. Так, к примеру, одна писательница середины прошлого века, сделавшая карьеру на незатейливых "дамских романах" и неизменно получавшая в свой адрес немало колких слов (разумеется, от серьезных литературных критиков-мужчин) насчет отсутствия таланта и низкопробности собственной прозы, признавалась: "Думаю, любовные романы всегда были для меня красивым способом убежать от боли, которая нередко встречалась в реальной жизни".

Ну, а в сухом остатке исследования Дайхаус - крайне важная и полезная истина для обоих полов! А именно, что чем больше возможностей для самореализации и свободы выбора получают женщины, тем лучше становится всем. Женщинам, потому что им больше не нужен выдуманный принц на белом коне, и мужчинам, которым можно перестать натужно изображать из себя суперменов и оставаться просто классными самими собой.

Комментарии