Фиона Мозли "Элмет"

Не будь этот роман таким архаично красивым и безнадежно талантливым, я бы отвела душу тем, что накатала бы самую злостную, самую гадкую, придирчивую и беспощадную отповедь Фионе Мозли за использование ВСЕХ запрещенных приемов, какие изобрело человечество для причинения боли мягкосердечным читателям. Потому что Фиона Мозли, уж поверьте, использовала каждый. Воткнула зазубренный ножичек во всякое уязвимое место, провернула и выдернула.
(И если вы прочли "Элмет", и у вас нигде не заболело, смело вносите в графу "Личные качества" своего резюме: могу смотреть без содрогания на смерть котят)

Ну, и о приятном. "Элмет", помимо того, что прямиком из шорт-листа Букера за 2017 год, еще и в самом деле редкая птица породы современного романа, упустить которую категорически нельзя. Очень компактная и ничуть не старомодно написанная история удивительно ясно отсылает сюжет к средневековым балладам, народным сказаниям и всей той узнаваемой английской старине, где вековые леса дивной красы, любовь к родной земле, честная бедность в угнетении у бесчестных лендлордов, а герой непременно наделен полуфантастической силой, ловкостью или умением расщепить своей стрелой надвое стрелу противника, вонзенную в центр мишени.

И дело здесь не только в прямых указках, вроде названия, которое растолковывается сразу же в эпиграфе: "Элмет был последним независимым королевством кельтов на территории Англии, изначально занимая большую часть Йоркской долины… Еще в семнадцатом веке эта отрожистая гряда невысоких, сглаженных древними ледниками холмов с вересковыми пустошами на гребнях считалась «бесплодной землей» и служила пристанищем для людей вне закона". Пафос романа, его внутренняя атмосфера и даже та самая жестокость, которую читателю может быть непросто хладнокровно пережить в финальных эпизодах "Элмета", прорастают из вековечных сюжетов о несправедливости, тоске по утраченной свободе и идиллическому миру былых времен.

А былое в этом смысле всегда - независимо от того, о какой именно современности идет речь -  выигрывает в сравнении. И как вольные стрелки Робин Гуда уходят в Шервудский лес, так и семья из "Элмета", будто в поисках иного времени и пространства, где не работают людоедские законы внешнего мира, перебирается в сельскую глушь современного Йоркшира и строит себе дом на отшибе, у ясеневой рощи. Папа, двухметровый непобедимый силач, всю жизнь зарабатывавший кулачными боями, учит своих детей, подростков Кэти и Дэниэла, как охотиться и свежевать добычу, выбирать подходящие породы дерева для разных нужд, собственными руками мастерить всё, от посуды до мебели, управляться по хозяйству... Быт этой семьи, завтракающей на свежем воздухе в хорошую погоду, постепенно обустраивающей свой с нуля возведенный дом, проводящей тихие вечера за разговорами или с танцами под включенное радио, Фиона Мозли детально и трепетно описывает как счастливую Аркадию. Невероятно прекрасную и заведомо обреченную (роман открывается сценой страшного пожара, дающей понять, что всё закончилось какой-то трагедией). Фантастическая, едва ли не легендарная, физическая сила отца, как будто способная защитить семью от любых бед, не может сдержать натиск подступающей уродливой реальности. И сам Йоркшир, сильный, как какой-нибудь древний легендарный исполин, своими вековыми корнями, историей, землей и природой, так же точно гибнет, перепаханный неотвратимым наступлением современности. 

Гибель этого мыслимого прекрасного мира, щемящее чувство его потери и нарастающий гнев противления циничному, в чем-то даже обыденному (здесь стоит внимательней присмотреться к истории Кэти, как взрослеющей девочки) злу - темы, удавшиеся Фионе Мозли безупречно.

Комментарии