Лили Кинг "Эйфория"

Антропология в 20-30-е годы ХХ века переживала свой расцвет. Только-только сформировавшаяся как самостоятельная область знания, она еще была территорией первопроходцев, вписывавших свои имена в историю науки, открывающих миру неизведанные прежде народности и племена с их диковинным укладом жизни, верованиями и культурой. Антропологи, всегда чуть-чуть герои, окутанные романтическим флером полевой работы, многомесячных экспедиций и жизни в "диких условиях", выдвигали новые смелые теории о том, как и почему бывает устроено человеческое общество. А европейская цивилизация, глядясь как в зеркало, в результаты их исследований уже не ощущала себя венцом творения. Формальная западная "цивилизованность" перестала быть такой уж неоспоримой.

Фигура ученой антрополога Маргарет Мид - буквально памятник этой эпохи. Мид получила всемирную известность, занимаясь исследованиями социализации детей и подростков в Полинезии. В своей работе "Взросление на Самоа", впоследствии множество раз переиздававшейся и обретшей известность далеко за пределами научного сообщества, Мид развивала революционную, а по тем временам еще и очень провокационную, идею. Суть ее в том, что молодежные беспорядки и бунт взросления не являются биологически обусловленными, как это прежде полагалось применительно к западной молодежи, а носят культурный характер и объясняются запретом на познание сексуальности молодыми людьми вне брака. У самоанских юношей и девушек, выяснила Мид, которым "случайную любовь под пальмами" общество в виду отсутствия ханжеской морали не запрещало, никакого подросткового бунта не происходило.

Биография Маргарет Мид, не строго документально, но идейно, дополненная некоторым художественным вымыслом, и легла в основу "Эйфории". Нелл Стоун в романе тоже молодая звезда антропологии, снискавшая себе славу похожим исследованием, вместе с мужем-антропологом занимается полевой работой в районе реки Сепик в Новой Гвинее. Пара встречает коллегу, молодого британца Эндрю Бэнксона, одинокого, растерянного и уже было заклеймившего себя ученым-неудачником. Бэнксон, впрочем, оказывается тем самым необходимым третьим ингредиентом, которого паре, мало в чем согласной между собой по части научных подходов, как раз недоставало. Трое ученых, очень разных и в работе, и по темпераменту, быстро образуют лихорадочно увлеченный делом и продуктивный триумвират. В треугольнике, естественно, скоро возникает и любовный интерес, окрашенный таким непреодолимым влечением и прорывающимся наружу эротизмом, что только держись.

Кинг легко попенять на то, что магистральную сюжетную линию своей книги - а это, надо признать линия любовная, и на нее нанизано все остальное - писательница выстроила по законам очень уж шаблонной мелодрамы. "У бурных чувств неистовый конец" наступает здесь с неотвратимостью и всеми положенными экзальтациями и вздохами под луной душещипательного романчика. Но богатство фактуры, смыслов и идей, оплетающих эту сердцевину, оказывается действительно выдающимся.

Совсем небольшой роман убористо вмещает в себя не только яркий экскурс в легендарную эпоху расцвета антропологии, но и сложный, необыкновенно интересный разговор о том, а как вообще человек может изучать человека, сколько бывает способов, и кто в конечном итоге оказывается объектом изучения. Бэнксон в силу характера и склада ума первым нащупывает эту удивительную закономерность: что исследование другой культуры и ее носителей всегда сообщает что-то и о самом исследователе. Становится той призмой, через которую преломляется и раскладывается видимым спектром личность наблюдателя. Потому, например, бескомпромиссная и авторитарная в работе, но ощущающая гигантскую потребность опекать и заботиться Нелл проникается такой эмпатией к членам изучаемого племени и начинает видеть в них практически семью. А ее муж Фен, авантюрный, охочий до славы, жесткий и при этом немало изломанный душевно, легко растворяется в жизни самых жестоких местных аборигенов: их быт и нравы будто освобождают его от тягостных нравственных оков.

"Эйфория" поднимает и еще одну важную тему - этику науки и то, как научную мысль можно поставить на службу самым страшным, антигуманным идеям и целям. Схема, которую Эндрю Нелл и Фен придумывают однажды в порыве вдохновения для объяснения культурных особенностей разных этносов в зависимости от территории проживания, впоследствии оказывается использована нацистами для подкрепления идеи превосходства "нордической расы".

"Эйфория" роман удивительно многомерный, в лихом угаре жарких джунглей, жаркой истории и захватывающих описаний экзотических племен постоянно подкидывающий новую пищу для размышлений. Тот самый случай, когда сто раз осмеянное клише читательских отзывов "есть о чем задуматься" вдруг становится буквальной правдой.

Комментарии