Три обаятельные детские книжки с узнаваемой атмосферой

Лора Эллен Андерсон "Амелия Клык и Дикий бал"

Во-первых, ну, как можно пройти мимо книжки с таким названием! Во-вторых, кем надо быть (уж точно не мной), чтобы не любить эстетику "Семейки Аддамс" и ее главную фишку Прекрасно-потому-что-Ужасно.

Благородное семейство Клык - цвет Ночьгорода, и по традиции каждый год устраивает Дикий бал, на который собирается всё жутчайшее население Царства тьмы, включая самого короля. Главное светское событие сезона, впрочем, совершенно не вдохновляет младшую Клык, для которой это просто скучная родительская вечеринка, куда не пускают ее сверстников. И Амелии, обязанной присутствовать на балу по факту принадлежности к фамилии, каждый раз приходится уныло коротать время со взрослыми гостями.

В процессе приготовлений к нынешнему Дикому балу, однако, случится много такого, что в корне изменит ход мероприятия и пошатнет некоторые вековечные устои ночьгородцев (с отличным заделом на продолжение, правда, всю серию на русский пока не перевели). У Андерсон для развития уже привычной и порядком попользованной темы готичненькой житухи персонажей страшилок припасено два очень сильных козыря - дивная изобретательность в любых мелочах и уморительно смешной юмор. А еще она сама иллюстрирует историю и делает это так восхитительно, что книжка в бумаге превращается в настоящее сокровище.

Луиджи Баллерини "Синьорина Корица"

Натурально "Шоколад" Джоанн Харрис для самых маленьких (ну, ладно, не самых - для младшего и среднего школьного возраста)! В своей прелестной маленькой кондитерской, затерявшейся где-то в пустынных улочках около заброшенной фабрики, Синьорина Корица, что ни день, готовит новые удивительные сладости. У Синьорины Корицы в витрине пустые полки и никогда ничего загодя не выставлено на продажу, потому что работает она только по индивидуальному заказу. Что нужно клиенту - набраться храбрости для важного дела, помириться с родителями после бурной ссоры или предложить девушке свое влюбленное сердце? Для каждого случая у Синьорины Корицы найдется в помощь подходящий десерт.

Как у нее получается эта кулинарная магия, читатель наблюдает глазами двенадцатилетних Марты и Маттео, пошедших к Синьорине Корице в ученики, пока тянутся их скучные летние каникулы - и заодно узнает немножечко азов кондитерского дела, вроде того, как самому сделать заварной крем. Волшебной кондитерской, между тем, грозит нешуточная опасность, и спасать ее будут всем миром, убедительно доказывая, что дружба и искренняя эмпатия всегда побеждают.

А, кроме того, волшебство в этой чудной городской сказке той редкой категории, которое и в реальности вполне работает. Кто бы спорил, что вовремя съеденный любимый десерт мигом делает жизнь чуточку лучше.

Сверре Кнудсен "Фабрика без сердца"

Аннотация обещает этакую антиутопию в духе "1984" для читателей среднего и старшего школьного возраста (и такое сходство действительно можно кое-где проследить), но больше всего книжка напоминает любую советскую повесть для детей и юношества о том, как людоедский капитализм пьет кровь из рабочего класса, и где герои живут в каком-нибудь схематично показанном западном мире (ощущение ламповой ностальгии ждет всякого, кто успел застать такие книжки в собственном детстве). Но это истории нисколько не в укор, потому что, как бы кому ни претила идеологически заряженная литература, эксплуатировать людей действительно плохо, а бизнес больших корпораций, у которых товар производят где-нибудь в странах третьего мира в нечеловеческих условиях и за три копейки, до сих пор никуда не делся, и неплохо бы донести до юных читателей эту повестку.

Марит работает на гигантской фабрике "Главвафля", где себестоимость продукции постоянно пытаются удешевить в ущерб качеству, рядовых рабочих штрафуют и жестоко наказывают за любую мнимую провинность, а раздутый штат инспекторов и руководителей существует за счет скупой оплаты труда нижестоящих. Потерять работу означает уже никогда не найти новую, и Марит, как и множество других людей, не рискует возражать. Карьера девушки благодаря ее выдающимся способностям идет в гору, но чем выше Марит забирается по служебной лестнице, тем больше страшного узнает о том, как устроена фабрика. А все ее искренние попытки усовершенствовать производство и облегчить труд рабочих приводят к обратному результату. Однажды Марит получает на обед в столовой вместо обычной прямоугольной вафли странную вафлю в форме сердца от незнакомого юноши, и этой вафле суждено положить конец существованию прежней фабрики.

Коммунистической революции не будет, не пугайтесь, решение классового конфликта у Кнудсена принципиально иное. А еще стоит вспомнить "Вафельное сердце" Марии Парр, и становится понятно, что у норвежцев с вафлями в форме сердца совершенно особые отношения.

Комментарии