Тони О'Делл "Темные дороги"

"В духе романов Гиллиан Флинн" прочли вы на обложке, так вот это не совсем точно. Вернее будет сказать, что конкретно "Темные тайны" Флинн и "Темные дороги" О'Делл - натурально однояйцевые близнецы. Можно смело проводить генетический тест, он подтвердит. Тому, кто решил именно так локализовать название романа Back roads по-русски, чтобы его родство с Dark Places прямо сразу бросалось в глаза - пять за чувство юмора.

Но дело здесь совсем не только в очевидном сходстве некоторых деталей экспозиции: в обоих романах убийство произошло внутри семьи и даже с одинаковым составом детей в ней - старший брат и три сестры; и там и там действие разворачивается в упадочной одноэтажной Америке, которая для любого молодого и неотчаявшегося означает трясину, из которой надо выбраться во что бы то ни стало, а для всех смирившихся - тотальную жизненную безнадегу; и главная интрига, если уж на то пошло... но тут нельзя спойлерить. Всё это так и осталось бы просто одинаковыми деталями в двух разных историях, если бы "Темные тайны" и "Темные дороги" не были вдобавок написаны феноменально похоже - стилистически и психологически, по своим приемам создания атмосферы и цепкого удержания читательского внимания.

Будь один из них поплоше, можно было бы вволю позлословить о том, как Флинн бездарно списала у О'Делл (ее роман вышел десятилетием раньше) или чего не хватало у О'Делл, что удалось довести до совершенства Флинн. Но нет, двойняшки удались на славу каждый. И если попытаться разобрать на составные части секретик их обаяния, то получится, пожалуй, простая на первый взгляд, но не так уж легко исполнимая на деле, истина, что объемно и жирно от души прописанные герои на фоне ни секунду не бездействующего сюжета плюс нервное ожидание разоблачения всех мрачных подробностей чьих-то личных тайн выигрывают всегда.

Эта магия позволяет даже использовать клише как будто в первый день творения, и они вам зайдут свеженькими и перчеными, а не пресным сто раз пожеванным мякишем. Издательская аннотация "Темных дорог" обещает читателю в лице главного героя нового Холдена Колфилда, и его там действительно можно разглядеть, с поправкой на другое поколение, живущее спустя лет пятьдесят. Девятнадцатилетнему Харли даже младшую сестренку выдали точь-в-точь такой же безразмерной харизмы как у Фиби Колфилд, и отношения им обеспечили раздирающие сердце напрочь. Таких параллелей при желании можно еще с десяток найти, но корить О'Делл за подражание никому в здравом уме не захочется. Роман она написала блестящий.

Итак, к делу, о чем же триллер. Харли вместо колледжа отправился на две работы, безжалостно бесперспективные и выматывающие, потому что на попечении у него три сестры, а мама, пристрелившая папу, в тюрьме на пожизненном. Папа был абьюзером, нещадно колотил детей, обеспечив им травмированную психику, и у кого во что это вылилось - до поры остается только догадываться. У самого Харли, резко шагнувшего во взрослую жизнь, восприятие мира закономерно выстраивается практически из взаимоисключающих понятий. Брони из настоящего цинизма он еще не отрастил, но не доверять никому и не рассчитывать ни на что хорошее уже научился. Ощущение, что жизнь устроена несправедливо и с этим ничего не поделаешь, спорит с желанием наплевать на все правила и морали и поступать как сердце прикажет, а за маской наплевательской грубоватости постоянно светит огромная потребность в любви. Словом, у Харли, ужасно остроумного, надо заметить, героя-рассказчика, полно проблем. И с самим собой и в окружающей его невеселой реальности. А прямо под носом спрятан такой клубок секретов, что не заметить и не потянуть за жуткую ниточку уже никак не получится.

Комментарии