Эмма Бёрстолл "Тремарнок"

Роман Эммы Бёрстолл "Тремарнок" обогатил меня знанием нового слова - силлабаб (это, если вы тоже никогда его не слыхали, такой английский десерт с давней историей, на основе сливок и какого-нибудь алкоголя, типа бренди или хереса).
Вот, в общем-то, лучшее, что можно сказать о романе Эммы Бёрстолл "Тремарнок".

На выходных "Фантом Пресс" (издательство, в котором вышла книжка Бёрстолл) опубликовали пост, где отвечали на ругательную рецензию "Тремарнока". Автор рецензии написал, что книжка дрянь, потому что слишком уж она паточная: все герои добрые и хорошие, все друг другу помогают, все проблемы разрешаются безудержным хэппи-эндом. "Фантом" элегантно парировал, что книжки разные нужны, книжки разные важны, в том числе и такие, где добро, солнышко, поняшки скачут по радуге, и все в конце счастливы.

С этой мыслью, как с тезисом вообще, я безоговорочно согласна! У драмы нет никакого особенного благородного преимущества перед попросту доброй историей, радостной и дающей надежду, что бывает в жизни не только тлен и мрак. А жанры действительно нужны разные. Потому и столько людей полюбило "Вторую жизнь Уве" или "Я захватываю замок".

"Тремарнок", тем не менее, роман на редкость плохой. Но не потому, что слишком паточный (в "Уве" патоки едва ли значительно меньше), а потому что жуть какой бездарный. Бёрстолл настолько не умеет создавать правдоподобных персонажей, будто она живых людей никогда не видела, ей о них что-то рассказали в общих чертах, и она этими общими чертами пытается нарисовать целого трехмерного человека. Но получается всё равно картонка с единственной надписью поперек пустого силуэта - "самоотверженная мать" или там "милая старушка", или "застенчивый мужчина".

Чтоб вы понимали всю глубину проблемы, сказать Бёрстолл о своих персонажах до такой степени нечего, что их одна единственная характеристика просто повторяется раз за разом весь роман. Боевитая девица, меняющая возлюбленных как перчатки, появляясь в тексте, раз за разом виляет бедрами и демонстрирует подбритый висок. Серьезно! Каждое ее появление - это виляющие бедра и упоминание прически. Застенчивый мужчина в каждом эпизоде застенчиво отводит глаза и смотрит мимо героини, а автор нам это проговаривает. Самоотверженная мать 24/7 демонстрирует самоотверженность. Милая старушка стабильно открывает рот, чтобы мило назвать ребенка "мой барашек". И так дело обстоит со всеми героями "Тремарнока".

Сюжет тоже хромает на обе ноги, потому что писатель, не понимающий, что такое живые люди, и обстоятельств этим людям не может выписать сносно логичных и занятных. Честное слово, пересказ нелепиц, сцепляющих сюжет, можно растянуть на два часа бодрого вещания.
Я ни в коем случае не отговариваю вас читать "Тремарнок". Он настолько плох, что при полном отсутствии чувства юмора у Бёрстолл, местами прямо гомерически смешон. Клише погоняют клише, необъяснимая придурь героев растягивает на 400 страниц то, что должно бы исчерпаться за 50, мысль, которую нам исподволь пытаются пропихнуть, непроизвольно оборачивается прямо противоположным. Ну, и в конце концов, много ли вы знаете книжек, где автор, на голубом глазу выдавая своей ангелоподобной главной героине исполнение Большого Великодушного Поступка, по случайности выставляет ее редкой сукой)))

Комментарии