Иэн Макьюэн "Машины как я"

Карты на стол! Да, Макьюэну удавались финалы и пошибче и поэффектней. Но не преклонить колено перед смелостью прославленного рыцаря, который без страха и упрека взялся за тему искусственного интеллекта, попросту невозможно.

Вступает хор злопыхателей: По теме ИИ еще на заре компьютерной эры оттоптались все кому не лень. И постгуманизм и гуманизм уже сказали здесь свое веское на любые возможные мажорные и минорные лады, а мы успели встать и на сторону несовершенного, но такого родного человечества, и на сторону андроидов/репликантов, у которых самосознание всякий раз обнаруживало страшно неожиданный баг в виде души. Ага, никогда такого не было и вот опять! Даже те, кто книжки вообще не читает, сколько б им ни было лет, и как бы они ни относились к научной фантастике, объелись этим сюжетом под завязку и могут сходу назвать с десяток годных фильмов/сериалов, выложивших карту разумных машин с шиком всепобедительного флеш-рояля.

Макьюэн злопыхателям отвечает "Fuck off!" и пишет роман об альтернативной Британии 1980-х, в которой Алан Тьюринг живее всех живых и уже так далеко продвинул науку, что вот вам первая партия андроидов гиперреалистичного человеческого вида, покупайте, коли есть деньжата. Лондонцу Чарли, с говорящей фамилией Фрэнд, как раз привалило самое классическое из возможных наследств, то, что обычно достается всем героям не самого деловитого характера - старая недвижимость в столице, скакнувшая со временем в цене. Чарли, холостяк чуть за тридцать, с небольшим, но и не пыльным заработком, без особых планов на жизнь, спустил капиталец именно так, как обычно делают холостяки - купил себе самую навороченную высокотехнологичную игрушку.

Море проницательной макьюэновской иронии тут уже приятно щекочет ступни, правда? Дальше будет больше. Красавец-молодец-андроид Адам окажется именно тем, с кем Чарли наставит рога только-только образовавшаяся у него любовь - симпатичная girl next door Миранда (это почти прямым текстом сказано в аннотации, так что и не спойлер даже). Знаете, как потом вероломная оправдается? Ну, он же не настоящий человек: "А, к вибратору ты бы тоже приревновал?".

Приземляя поначалу сюжет до вот такой простой мелодраматичной бытовухи (и подбавляя ее еще по чуть-чуть потом, по ходу дела), Макьюэн убивает сразу двух зайцев. Не дает истории о неизбежных подвохах технического прогресса, суть мечты человечества о совершенном ИИ вдариться в зубодробильный пафос. И сразу намечает ту магистральную линию своих рассуждений, которая, в общем-то, и есть проблематика романа. А именно, чего мы, люди, действительно хотим применительно к своей жизни, где ищем тот секретик, который описывает феномен человечности, и в какой мир, если уж на то пошло, собираемся силой своей научной мысли выпустить новое технодитя-ИИ?

Последний вопрос здесь кажется, чем дальше, тем больше всё менее отвлеченным и умозрительным, учитывая, какой год на дворе. Фантастические декорации 80-х в романе - абсолютно очевидно декорации, Макьюэн обращается в злободневное сегодня, иногда даже очень буквально - Британия в романе готовится выйти из Евросоюза, например - и констатирует (едва ли можно с этим поспорить), что вековечные загадки человечности, самопознания, человека и действительности, творимой им, никак не изменились со времен Мэри Шелли. Творение по-прежнему ставит под вопрос авторитет и моральное главенство творца. Где-то в области эго сила разума обречена вечно спорить с мелочной малостью и страстями, делающими нас людьми. А от страшного большого мира вокруг, бушующего переменами и немыслимой несправедливостью, нам по-прежнему очень хочется спрятаться в уюте скромного личного счастья.

Комментарии