Фрэнсис Хардинг "Песня кукушки"

Трудно не согласиться с призывом, вынесенным на обложку, и еще труднее не начать повторять его кричащим капсом. Хардинг действительно написала идеальную в своем жанре историю. Чье очарование не исчерпывается тегами "фэнтези", "мистика" и young adult. Потому и присоветовать "Песню кукушки" хочется, в первую очередь, не тем, кому она точно в масть (ну, как минимум, по возрасту), а самым опытным, прямо даже искушенным и взрослым читателям, которые точно разглядят внутреннюю механику этого романа, оценят ее красоту и мастерство исполнения.

Хардинг в самом прямом смысле следует завету "писать как для взрослых, только лучше". Никаких скидок на то, что детей и подростков легче напугать, удивить, или они дольше не догадаются, где спрятаны секретики. Там, где в "Песне кукушки" неожиданно или жутко, действительно внезапно и по-настоящему морозец по коже. А завязку и развитие фантастического сюжета обеспечивают не только сами потусторонние силы, но и, в равной степени, правдоподобная психология героев и их отношений друг с другом. У Хардинг нет однозначно положительных или отрицательных детей и взрослых, каждому персонажу она выписывает сложный, иногда даже очень противоречивый, характер и стройную мотивацию поступков.

А еще у писательницы всё преотлично с ремеслом и фантазией. Потому, когда надо выдумать удивительное и запредельное, она ни разу не упирается в какое-нибудь клише (гигантская, на самом деле, редкость! попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз читали фэнтези, где обошлось без поименованных ведьм, колдунов, волшебников, вампиров и оборотней, троллей, фей, духов, гномов, призраков etc. - всех вот этих несчастных, сто раз уже поюзаных) и даже некоторые фольклорные заимствования изобретательно окрашивает индивидуальностью. Добавьте к этому очень киногеничный описательный язык, стремительный, без единого провиса, сюжет - и получите чтение, от которого не оторваться, премиально прекрасные отдельные эпизоды, а также неразрешимую задачку "Как сказать, что у этого всего есть уникальный оттенок, настроение и вкус, не употребив богомерзкое слово "атмосферно".

Если вас не парят спойлеры, расскажу поподробней, от чего еще в восторге я, для спойлер-free версии пропустите этот абзац⬇️
Win номер 1. С первых глав Фрэнсис Хардинг сразу элегантно нагнетает жути, причем не только фантастической, но и вполне реальной. В заимствованном из фольклора сюжете про подменыша - нечеловеческое существо, занявшее место настоящего, украденного из семьи ребенка - Хардинг так классно выписывает фасад дисфункциональной семьи, что до поры, кажется, еще большой вопрос, какие тайны страшнее, те, что намекают на явную чертовщину происходящего, или те, которые кроются за реалистическим поведением взрослых?
Win номер 2. Твист "герой ищет чудовище и вдруг понимает, что чудовище - он сам" никогда не устареет, если его мастерски и непредсказуемо исполнить. Обожаю такое!
Win номер 3. Сделать безоговорочный хэппи-энд совершенно не слащавым - в самом деле достижение. "Песня кукушки" вообще из того прекрасного рода романов, где автор не умиляется девятилетним девочкам.

Ну, и для затравки, что же мы имеем с фабулой. Англия, 20-е годы (с заботливой россыпью по тексту характерных примет времени, м-м), в семье одного знаменитого архитектора из города Элчестер старшая дочка однажды свалилась в пруд, а когда выбралась и пришла домой, ее младшая сестра почему-то стала ее до дрожи бояться...

Комментарии