Кристине Нёстлингер "Гретхен"

На дворе стоял 1981 год, австрийка Кристине Нёстлингер написала подростковую книжку, в которой маме-домохозяйке до смерти надоело, света белого не видя, целыми днями обслуживать свое семейство, она взяла да и пошла учиться и работать. Патриархальному же папе был предложен очевиднейший выбор - завалить хлебало и проявить уважение к маминому решению или стать одиноким унылым разведёнкой. Спойлер: папа поначалу выбрал второй вариант, но быть унылым разведенкой оказалось вообще не весело, так что пришлось ему все-таки принять некоторые идеи феминизма. #такпобедим ✊

В семье трое детей, Гретхен старшая, и книжка это, в общем-то, три книжки о постепенно взрослеющей Гретхен, собранные под одной обложкой. Книжки ужасно бодрые, задорные и местами суперсмешные, но есть два существенных минуса. На дворе были 80-е, и слова "фэтшейминг" в Австрии, должно быть, не знали, а сама Нёстлингер как-то не догадалась, что высмеивать людей за их вес, выставлять "противных толстяков" отупевшими, ленивыми обжорами - гадко. Потому красочкой "жирный=плохой" она красит семейство Гретхен размашисто и очень-очень упорно. В начале первой книжки они там все стремные толстяки, которые только и знают, как хомячить побольше да погуще, а эмансипация мамы сопровождается ее похудением и превращением из "растолстевшей клуши" обратно в молодую и стройную красавицу. Гретхен из пышки-кубышки тоже постепенно вырастает в подтянутую и, неожиданно для себя, раскрасивую девушку, ну, просто потому, что она протагонистка, а жирными должны быть отрицательные персонажи.

Скрепя сердца и старательно переводя глаза с откровенного фэтшейминга на акцентированные идеи прав и свобод женщин, первое "Гретхен" можно уж как-нибудь простить. Время было другое и всё такое. Но Нёстлингер совершает еще один удивительный финт со своей главной героиней. Чем старше и красивее становится Гретхен, тем сучее она ведет себя с влюбленными в нее мальчиками. Да, натурально крутит мозги двум не то чтобы особенно омерзительным паренькам. Одному из которых еще как-то можно вменить в вину, что он красавчик-нарциссик и изредка мудачит по-мелочи (мальчики-подростки, май гад, кто их вообще нормально социализирует!). А второй так и вовсе сущий профем-идеал, добрый, хороший и день ото дня становится только лучше.

И, казалось бы, почему нет, можно ведь рассказать и историю о том, как девочка не очень честно и по совести вела себя с мальчиками, не всё же им быть в историях мудаками, но Нёстлингер поведение Гретхен рьяно оправдывает, даже самую малость не намекая, что вообще-то с людьми так себя вести нехорошо. Ее Гретхен кругом права. И уже начиная со второй книжки, от этой задекларированной автором "правоты" немножко дергается глаз. Я вот не припомню ни одной истории, да еще так отчетливо задуманной про Girl Power, где бы я ни встала на сторону девочки, даже если она очень сильно ошибается и поступает не слишком-то совестливо и благородно. Кроме "Гретхен"! Здесь подросшую стервозину натурально хочется пришибить чем-нибудь тяжелым и пожалеть парниш, которым такое "счастье" в любви привалило.

Получается странный компот из абсолютно здравых и справедливых идей, подлинно проникнутых феминизмом, и некоторой токсичной дичи, которую на голову не натянешь. Как к этому относиться? Для подростков я бы всерьез выносила на обложку дисклеймер, что на самом деле фэтшейминг зло, а всё, что там про романтические отношения с мальчиками, надо числить жанром "вредных советов" как у Григория Остера. С другой стороны, нынешние подростки мне страшно нравятся тем, что чаще уже умеют делать собственные этические выводы и преотлично в курсе, насколько взрослые бывают зашоренными и иногда на голубом глазу глаголят очень неправильные вещи, так что, надеюсь, в 2019 году современный teen spirit в проблемах этого текста разберется.

Комментарии