Дарья Бобылёва "Ночной взгляд"

Кто-то умиляется с котиков, кто-то обожает единорожков или Бэйби Йоду, Дарья Бобылёва души не чает в старушках. Если вы не заметили этого во "Вьюрках" или не придали значения, то вышедший следом сборник рассказов "Ночной взгляд" убедит вас окончательно.

В мире Дарьи Бобылёвой, сотканном из потусторонней хтони и ретро-атмосферы советского быта - домашнего варенья, непременных выходных на даче, детей, "гуляющих во дворе, а не в социальных сетях" (даже в тех случаях, когда речь идет плюс-минус о дне позавчерашнем, это ретро обязательно просвечивает сквозь современность) - старушки решают. А точнее выступают сразу в двух важных ролях: как хранительницы той самой ретро-атмосферы и как супергерои, которые тут единственные вообще, кто может победить потусторонее и понимает, как оно устроено.
Старушки либо очевидно сами умеют колдовать, как баба Катя из рассказа "Тот, кто водится в метро", либо точно знают, как уберечься от нечисти - сразу в двух рассказах сборника беда случается буквально потому, что бабушка-то говорила, да внуки не послушались.

Но даже если старушки по сюжету никак не соприкасаются с творящейся чертовщиной, с ними - подчеркивает писательница - всё равно гораздо лучше, чем без них. Вряд ли у заядлого котико- (единорожко-) -мана получится строго рационально и без эмоций объяснить, чем так небесно хороши котики (или единороги). Примерно в таком же ключе Дарья Бобылёва описывает безграничное обаяние своих любимых старушек: ну, они просто классные, ну вы же понимаете! Вот они, например, уютно чаевничают на кухне старой-престарой коммуналки   ̶а̶ ̶е̶щ̶е̶ ̶у̶ ̶н̶и̶х̶ ̶л̶а̶п̶к̶и̶, а вот сидят на лавочках во дворе и присматривают за соседской малышней, такие славные. И даже бабушка, которую все считают сумасшедшей, в рассказе "Сынок", и отчасти по вине которой главному герою Антоше крепко достается в финале, во-первых, ничего плохого не хотела, а во-вторых, мигом вызывает у Антоши симпатию.
Старушка-антагонистка в сборнике есть всего одна, но и та какая-то "не наша", с полуиностранным именем Ева Августовна и одетая совсем не по отечественному бабушкиному дресс-коду. Не рискуя выдать спойлер еще одного микросюжета, можно только добавить, что не очень хорошие люди условно пенсионного возраста там опять же выглядят совсем не по канону, и вряд ли это случайное совпадение. 

Из двадцати рассказов сборника в трех вместо старушек фигурирует старичок и только в пяти нет ни одной старушки хотя бы на периферии сюжета. И, честно говоря, эти пять в книжке наиболее безликие и стандартные хорроры. Так что старушки и всё, что с ними связано, особенно память о былых временах и деревенском фольклоре, пожалуй, действительно делают тексты Дарьи Бобылёвой лучше. В том смысле, что индивидуальнее.

Но у этого замечательного явления есть и другая сторона. Если, скажем, у Э. Л. Джеймс, как всем известно, имеется внутренняя богиня, то у Дарьи Бобылёвой определенно есть внутренняя старушка. И не такая, о которых она пишет, а гораздо более приближенная к реальности. И эта старушка вносит в тексты Дарьи Бобылёвой не только своеобразный язык изложения, а он, надо признать, очень-очень ретро, но и своеобразное отношение к персонажам. Внутренняя старушка не лишена предрассудков, не очень любит детей и молодежь, потому дети в рассказах Бобылёвой не особенно симпатичные и их совершенно не жалко кому-нибудь скормить, а подростки и студенты обычно только и знают как пить пиво, морально разлагаться и заниматься какими-то ненастоящими профессиями, вроде дизайнера или фотографа. Девушки по мнению внутренней старушки тоже существа неприятные, сплошь глупые легкомысленные фитюльки, крашенные ноготки да мечты о туфлях, а когда выходят замуж, быстро превращаются в столь же неприятных расхристанных мамаш с противными детьми в колясках (ну, о детях уже сказано). Короче говоря, единственный возраст, в котором женщина наконец превращается в человека, достойного симпатии и уважения - вы уже конечно догадались, да? - сугубо пенсионный. В современном мире с его гаджетами-интернетами внутренняя старушка не видит ровным счетом ничего хорошего, а слова "ксенофобия" она, понятное дело, никогда не слыхала, потому не стесняется назвать трудовых мигрантов "непонятливыми гастарбайтерами". Короче говоря, вы наверняка встречали в реальной жизни тот типаж, к которому принадлежит внутренняя старушка Дарьи Бобылёвой.

 И если эта внутренняя старушка, пусть бы и не переставая вдохновлять, перестанет помогать Дарье писать - на что конечно очень хочется надеяться - следующая книжка Бобылёвой выйдет еще лучше предыдущих. Внутренних старушек тоже, знаете, надо уметь окорачивать. А не то как напишут хоррор, где все герои наркоманы-проститутки, потому что их родители покрестить забыли, бабушку дураки не послушали.

Комментарии