Карен Мейтленд "Убить сову"

В одну темную-темную эпоху, в одной темной-темной деревеньке жили темные-темные люди - и ничего хорошего им это, разумеется, не предвещало... Примерно такая завязка у романа "Убить сову". И у любого романа, где дело происходит в Средневековье. Поэтому предлагаю поговорить о том, чем именно "Убить сову" отличается от любого романа🙂.

Если вы читали "Маскарад лжецов", то уже знаете, что Карен Мейтленд дивная рассказчица. И тем страньше, что на русском ее не издают, ограничившись одной, только что упомянутой, книжкой. Но для тех, кто читает на русском, есть и хорошие новости: несколько романов Мейтленд перевела любительская переводческая группа "Исторический роман", и - как бы ни был велик скепсис по поводу любительских переводов - "Убить сову" переведен хорошо, есть в электронке, можно читать без оглядки на пометку [ЛП], и спасибо "Историческому роману" за работу!

У Мейтленд же в "Убить сову", помимо ее таланта строить захватывающий сюжет и рассказывать его самым захватывающим образом, есть еще два очень ценных качества. И первое - это выбор конкретного исторического контекста и не самой известной фактологии, обеспечивающих роману жирнющую познавательность (вообще, по-моему, ужасно несправедливо, что "познавательная книжка" у нас звучит едва ли комплиментом, когда речь не о детской литературе).

В книге 1321 год, и время это очень неслучайное. Начало XIV века для Европы выдалось крайне тяжелым: череда природных катаклизмов, мор скота, затяжной голод, очередная вспышка "черной смерти", как следствие, ослабевающее влияние церкви - на бога при такой житухе многие просто перестали надеяться, и набожность паствы сильно проседала. В вымышленной английской деревне Улевик вдобавок ко всем этим прелестям имеется еще и старый языческий культ Оулмена (вполне реальное демоническое существо средневекового бестиария), последователи которого называют себя Мастерами Совы, и местный люд их боится больше, чем любого колдовства, церкви и своего жестокого лендлорда вместе взятых.
Единственный луч света в темном царстве - община бегинок, чей бегинаж в этих местах появился только пару лет назад.

Тут Мейтленд описывает тоже реальный средневековый феномен: бегинажи, как альтернатива католическим женским монастырям, достигли своего расцвета в XIII веке, самый крупный и известный существовал в Бельгии, были и другие общины на территориях современной Франции и Нидерландов. Бегинки не были обязаны жертвовать свое имущество церкви, в отличие от католических монахинь не давали пожизненного обета безбрачия, принимали к себе женщин любого происхождения и социального статуса, и обитательницы бегинажа вольны были оставаться в общине или уйти, когда пожелают. Существовали бегинажи за счет пожертвований своих покровителей и успешной торговли товарами собственного производства. На католические таинства и религиозную аскезу бегинки смотрели скептически, за что их, понятное дело, сильно недолюбливала официальная церковь.

Улевикский бегинаж как кость в горле всем - и лорду, которому он не подчиняется (землю бегинкам в наследство завещала знатная покровительница, так что они в своем праве), и церкви, жаждущей пожечь бегинок за ересь, и Мастерам Совы, и местным жителям, которые на доброту и помощь от посторонних смотрят косо. Чем это все кончится, как развяжутся две практически детективные интриги романа и одна мистическая, с Оулменом - читайте сами.

А вот второе замечательное качество Мейтленд - умение ненавязчиво предложить современный взгляд на вещи в выбранном историческом контексте. Да, нетрудно догадаться, что бегинки для Мейтленд - феминистки образца 1321 года, а общественное устройство средневековой Англии - повод поговорить о социальной несправедливости. Но Мейтленд не морализаторствует, не тычет читателю в лицо очевидные параллели с занудством дотошного лектора, а будто бы просто пишет роман о Средневековье с интересным сюжетом, который удивительным образом читается как очень современный и свежий роман, совсем не припорошенный пылью давних столетий или библиотечной подготовки к докладу по истории. И получается именно то, что получается с хорошими книжками, обращенными в прошлое - тысяча поводов убедиться, что история никогда не устаревает. А люди? А люди, как кое-кто другой верно заметил, во все времена одинаковые.

Комментарии