Айелет Гундар-Гошен "Лгунья"

💫Ложь помогла Нофар впервые почувствовать себя видимой, значимой для других людей.
💫Ложь помогла Лави сблизиться с отцом и получить, наконец, желанное родительское внимание.
💫Ложь помогла Раймонде справиться со смертью ближайшей подруги, без которой жизнь стала невыносимо пустой.
Ложь не только сделала их на время фиктивными чтимыми героями, истерзав заодно сознанием вины за свой обман, но и подарила каждому кое-что ценное по гамбургскому счету.

Роман "Лгунья" очень просто, если не сказать тривиально, устроен на поверхности. Семнадцатилетняя девушка летом подрабатывает в кафе-мороженом, как-то раз ей очень грязно и мерзко хамит клиент, свидетели скандала неправильно интерпретируют происходящее, и вот уже готова горячая история для новостных заголовков: мужчина обвиняется в попытке изнасилования, храбрая девочка решительно дала отпор домогательствам. Получается будто бы сущая виньетка на злобу дня - сегодняшний мир уже научен не виноватить жертву и не оправдывать насильника, а потому охотно принимает такое вранье, практически сам же его и изобретает.

Вынесенная цитатой на обложку "Моральная дилемма для думающего читателя", да и развязка, если уж на то пошло, тут кажутся прозрачно ясными с самого начала, буквально с первых страниц. Как быть с правдой в этой истории о мнимых домогательствах? Вот в чем вроде бы главный вопрос. Обвиняемого в преступлении, по-честному, совершенно не жалко, он крайне неприятный человек, хам и зарвавшаяся бывшая поп-звезда. А почти-жертва даже не то чтобы злостно его оболгала, просто растерялась и вовремя не объяснила, что дело только хамством и ограничилось. Ее пример, пусть и выдуманный пример Девочки_Давшей_Отпор, попав в поле общественного обсуждения, служит благой цели. Выносит на повестку действительно важную проблему сексуальных домогательств и пострадавших от них женщин, он важен и нужен людям. Ну, так как же, как в таком случае быть с правдой?

Но "Лгунья" не роман о прописной истине, что врать нехорошо, и ложь, в первую очередь, сжирает самого лжеца (хотя об этом он тоже, конечно, рассказывает). А его моральная дилемма вовсе не сводится к простому приему, поиграть с чувством справедливости читателя, заставив того добрую половину книжки симпатизировать лгунье и желать всего плохого оболганному гаду. Роман Гундар-Гошен, как бы ни намекала его фабула, далек и от эффектной игры на актуальности повестки, он вовсе не о том, что в эпоху Metoo жертвой легко - глядите - может оказаться не только жертва домогательств.

"Лгунья" - и здесь обнаруживается его удивительное оригинальное устройство под поверхностью сюжета - роман о лжи, как наиболее успешной стратегии коммуникации. Подростки Нофар и Лави в нем лгут напропалую, чтобы сблизиться друг с другом и чтобы обрести уверенность в себе. Иначе у них не выходит ни то, ни другое. Восьмидесятилетняя Раймонда сначала лжет, чтобы справиться с горем и вновь почувствовать себя живой, а позже - чтобы быть любимой. Вранье персонажей романа одновременно и чудовищно, стоит только вдуматься в его суть, и так им отчаянно нужно, так спасительно необходимо, что всю чудовищность тут же хочется признать оправданной, нестрашной, почти безобидной.

Конец у обмана предсказуем. Лгать вечно, конечно, не получается. И не только потому, что терзает неизбежная вина лжеца и страх разоблачения. Лгать, если хочешь подлинной близости или подлинного смысла - стратегия, изживающая себя очень быстро.
Лгать плохо, да. И правды самому же всё равно захочется, рано или поздно. Но как быть с тем, что ложь действительно пошла тебе на пользу? Как отнестись к этой парадоксальной природе лжи? Читателю "Лгуньи" предлагается вот такая небанальная моральная дилемма.

Комментарии