Маргарет Этвуд "Орикс и Коростель"

Постапокалиптика - не мой любимый жанр. Или точнее, мне не очень интересно то, на чем она чаще всего сосредотачивается. Бытование выживальщиков в мире после глобальной катастрофы, экзистенциальный ужас одиночества и безвозвратно утраченной реальности, попытка придумать максимально логичную и стройную теорию конца всего, непременная мораль "Люди, одумайтесь, пока не поздно!" - вот эти сверхсерьезные щи в любой комбинации по-честному заставляют меня зевать. Мой эталонный постапокалипсис всегда немножко фарс и ближе к злой сказке, чем к научной фантастике. 

Китайцы решили уменьшиться в размерах для экономии территории и ресурсов и доуменьшались до того, что погубили человечество - отлично! Лизнул ледышку, умер - о, я знаю эту книжку наизусть! В общем, если планете несдобровать, мы должны добраться до финальной точки увлекательно, абсурдно и не без ощутимой внутренней иронии. 

Всех этих замечательных вещей Маргарет Этвуд в своем романе отсыпает очень щедро: свиноиды и скуноты, эпидемии подозрительного происхождения, мутации и леденящие душу достижения науки, грустные карьерные перспективы гуманитариев на фоне триумфа естественно-технических мозгов; умник, создавший для жизни в новом мире принципиально другой человеческий вид, лишенный всех дурацких, по усмотрению творца, человеческих недостатков (и это одновременно очень крипово и смешно), и последний "старорежимный" выживший, сочиняющий для нового племени Земли подходящую космогонию. 

Если коротко, "Орикс и Коростель" - история, рассказанная в двух временных линиях. В настоящем апокалипсис уже случился, и единственный свидетель прежнего мира, в детстве Джимми, а теперь Снежный человек, как к нему обращается племя детей Коростеля, травоядные, добродушные и еще некоторым образом усовершенствованные новые люди. Постепенно, вспоминая собственное детство, взросление и обстоятельства жизни, Снежный человек/Джимми раскрывает нам причины конца человечества и рисует картину того мира, который предшествовал катастрофе. 

Мрачная и очень плодовитая фантазия Этвуд, окрашенная едким остроумием, работает на полную катушку. Этвуд подмечает, выкручивает, выворачивает, уродливо усугубляет характерные приметы того, куда род людской катится, с такой захватывающей изобретательностью, что трюизмы (а без них в жанре никуда) про экологию, раздутое потребление, науку на службе у корпораций и проблемы этики в науке - всё, что укладывается в мораль и назидательный посыл, вдруг обрастает мясом оригинальных, да просто даже крутых, метафор и фантасмагорического угара. Становится заманчивой темой для обсуждения, а не сухим сборником о том, что такое правильные ценности, а что такое совсем не они. 

"Орикс и Коростель" к тому же как слоеный пирог, где каждый слой сам по себе маленькая драгоценность. Можно с удовольствием обсудить логику ученого-создателя (он тот самый Коростель) и его своеобразный взгляд на новую человечность. Можно проследить реалистически точные социальные мотивы, уложенные в историю Орикс (девочки из неназванной страны третьего мира, проданной в рабство). Самоцельной злой шуткой окажется эпизод с созданием "пухлокур" или описание компьютерной игры, в которой выбор состоит в том, чтобы, играя либо за катастрофические исторические события, либо за достижения науки и искусства, обыграть соперника и получить контроль над Землей. Прекрасно и то, как Снежный человек становится своего рода пророком у детей Коростеля, и вопрос, почему именно ему выпадает эта роль. А сколько там еще слоев! Не оторваться, облопаться, заесться до ушей. Все они вместе - изобретательная история конца света, где находится место и серьезной драме, и красиво сплетенной игре образов, и недоброму юмору и утверждению гуманизма.

(Ну, и я не могу удержаться, чтобы не провести такую параллель: можно еще попробовать решить для себя задачку, отчего Орикс у Этвуд временами так отчетливо напоминает воннегутовскую Мону Эймонс Монзано? Есть в этом что-то архетипическое)

Комментарии