Диана Сеттерфилд "Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном"

"Беллмен и Блэк" очень элегантно устроенная книжка, которая умело не выдает того главного, что собирается сказать, вплоть до самого финала. За эти мастерские трюки ее и совершенно невозможно не полюбить. Начав с обещания мистической интриги в духе романтизма, история вскоре заходит на территорию производственного романа и очень уверенно там держится, отчего жаждущий сверхъестественных коллизий читатель рискует приуныть. Но Сеттерфилд устраивает этот обман неспроста, так что стоит все-таки дождаться развязки. Флёр обещанной мистики, периодически напоминающий о себе вплоть до самого финала, оборачивается самым неожиданным из всех неожиданных смыслов. 

Тот случай, когда стоит процитировать издательскую аннотацию, лучше (и более интригующе!) завязку истории не перескажешь: "В детстве Уильям Беллмен убивает из рогатки грача; невозможный, через все поле, выстрел тем не менее попадает в цель. Поступок этот вскоре забывается, но имеет непредсказуемые и трагические последствия через много лет, когда Уильям уже вырос, стал уважаемым человеком, счастливо женатым, с четырьмя детьми. Ведь грачи не забывают ничего… И вот ночью, на кладбище, Уильям заключает невероятную сделку с незнакомцем в черном, таинственным образом вошедшим в его жизнь; сделку, которая навсегда изменит судьбу Уильяма".

Роман Сеттерфилд можно отрекомендовать и так:

Из этой истории вы узнаете 

- как работали ткацкие фабрики в Англии XIX века

- кое-что об организации бизнеса той же эпохи

- первые универмаги, какими они были (замечательная альтернатива сериалу "Мистер Селфридж") 

- психология трудоголиков, почему они не могут остановиться

- индустрия похорон и обычаи скорбеть у викторианцев

- трудоголизм - это болезнь

- грачи: поверья и фольклор

ДАЛЬШЕ НЕИЗБЕЖНО БУДУТ СПОЙЛЕРЫ (не слишком вопиющие)

Викторианцы предпочитали скорбеть с размахом. Они устраивали пышные похороны, тратили на это кучу денег и на разных стадиях траура с удовольствием подбирали себе разные изысканные наряды. В какой-то момент своей жизни Уильям Беллмен придумает, как на этом заработать, и откроет в Лондоне шикарный универмаг похоронных товаров. Всё, что с ним происходило до - рисовало образ невероятно способного и удачливого предпринимателя, чьим талантам можно только позавидовать. Всё, что с ним будет происходить после - постепенно очертит картину страшного душевного разлада, спрятанного за одержимостью работой. Почему так происходит - в финале читатель получит ответ.

Диана Сеттерфилд - если вы ее читали, то конечно знаете - умеет писать комфортные романы для любознательных. В них всё интересно, всё рассказано ужасно увлекательно и снабжено изрядной подготовкой Сеттерфилд по теме. Но чем хорош именно "Беллмен и Блэк", так это идеей, вокруг которой он написан. "Пока течет река", к примеру, при всех своих достоинствах, роман не больше чем о Темзе и истории фотографии. Цель и средства в нем суть одно и то же. В "Беллмене и Блэке" все исторические экскурсы, легенды о грачах и проч. нужны не только ради самих себя, но и работают на раскрытие темы, превосходящей комфортный увлекательный роман - темы проживания скорби и необходимости разрешить себе скорбеть, не затыкая и не отрицая собственные чувства. Эту-то подразумеваемую необходимость Сеттерфилд и располагает между двух полюсов: гротескно пышных ритуальных обрядов Викторианской эпохи и частной истории персонажа, ни разу не позволившего себе прожить свое горе.

Комментарии