Люси Уорсли "Английский дом. Интимная история"

Мне кажется, книжке Люси Уорсли не помешал бы отвязный ребрендинг, смена имиджа - или как бы еще обозвать тот факт, что внутреннюю крутизну скрыли за внешней благообразностью и это едва ли на пользу книге.

Впрочем, нельзя не признать, что и сама Люси Уорсли (даром, что ей всего 46 лет) человек как раз того склада характера - и это заметно в тексте - которому яркие эффекты, смелые шутки или провокации претят. Люси Уорсли умная, очень компетентная, интересная, но чтобы об этом узнать, нужно побороть предубеждение, что сдержанные, консервативные и суховатые на вид люди всенепременно скучные и пресные. 

Известная "дилемма Бриджит Джонс" (если вы смотрели "Бриджит Джонс"): конечно, очень скоро мы поймем, что Марк Дарси отличный парень, а Дэниэл Кливер скотина, но также и очевидно, почему Кливер может моментально обаять, а Дарси - нет. И как не погрустить о том, что будь у последнего хоть толика вот этой попсово чарующей харизмы, он бы стал совсем ого-го! 

Так же и с "Английским домом", придется поверить мне на слово, что это увлекательнейшая история бытовухи, от самого Средневековья до наших дней, охватывающая миллион экономических, социальных и культурных аспектов общественной жизни, а не бабушачий экскурс в домоводство разных эпох. Номинально книга поделена на четыре больших раздела: историю спальни, ванной, гостиной и кухни - но в действительности речь пойдет не только и не столько даже об обустройстве самих этих помещений английского дома, сколько о четырех неотъемлемых аспектах человеческой жизни. Люди во все времена спали, ели, тем или иным образом заботились о гигиене и общались с другими людьми. Они болели и лечились, иногда желали уединения, выбирали (или не выбирали), кого хотят видеть рядом с собой каждый день, хвастались своим достатком и статусом, имели какие-нибудь представления о домашнем комфорте и старались наладить свой быт наилучшим образом. 

"Спальня", "ванная", "гостиная" и "кухня" здесь выступают обобщающими названиями функций, а не буквальным местом. Отчего и само заглавие "Английский дом. Интимная история" (в оригинале оно более пространное "Если бы стены могли говорить") стоит заранее мысленно развернуть до бытовой культуры, выходящей, конечно же, далеко ЗА рассказ о том, как выглядела уборная в XVII веке или кухня в средневековом замке. Ведь если бы стены могли говорить, они рассказали бы нам о людях, а не о самих себе. Люди прошлых эпох - объект наблюдения и главное же достоинство этого нон-фикшена, люди прошлого в максимальном к ним приближении, интимно, в быту. А разве такое историческое путешествие не самое интересное?)

Комментарии