Кристофер Мур "Ящер страсти из бухты грусти"

Сказать, что "Ящер страсти из бухты грусти" (в оригинале он The Lust Lizard of Melancholy Cove, но русское название ему бесспорно к лицу) очень кинематографично написан, хоть и будет жуткой банальностью, зато правдивой. Возьмись его буква в букву экранизировать, например, Эдгар Райт, получилось бы отличное кино, гомерически смешное и типично эдгаррайтовское. 

В тишайшем городке Хвойная Бухта на калифорнийском побережье никогда ничего не происходит. Люди всегда приезжали сюда жить именно затем, чтобы избегать всякой суеты и треволнений, так что даже в летний сезон, когда в городе появляются туристы, ничего кроме легкого раздражения они у местных не вызывают. Хвойная Бухта ценит покой, и каждый сентябрь в ней, отмечающий окончание туристического сезона - истинный праздник вновь наступающего сонного однообразия. Но не в этот раз! Три, на первый взгляд малозначительных, события запускают движок будущего фееричного угара, с кровью-кишками, массовым безумием сексуального характера, срывом всех покровов с местных тайн и ощущением, что жизнь уже никогда не станет прежней.

Во-первых, предприимчивая хозяйка бара "Пена Дна" нанимает в свое заведение блюзмена. Потому что ей страсть как надоело собирать жиденькую выручку. Местные - её постоянная клиентура - как снулые рыбы, которых ничто не тревожит, а общеизвестно, что человек в баре пьет тем больше, чем больше он несчастен, и нет лучшего способа вогнать любого в неизбывную тоску, чем душевно исполненный блюз.

Во-вторых, хотя ничто не предвещало, покончила с собой добропорядочная мать семейства. И единственная на всю округу психотерапевтка, к которой частенько захаживают на прием жители Хвойной Бухты и у которой наблюдалась покойная, начинает мучиться совестью. Вся ее успешная карьера, думает терапевтка, суть бесконечное выписывание рецептов на таблетки, так что каждый второй местный давно и плотно сидит на каком-нибудь "прозаке" или седативах. Хватит! Отныне лечить своих пациентов она будет только словом, как и положено настоящему врачевателю душ, по-честному, безо всякого глушения депрессии таблетками. И теперь жители Хвойной Бухты, под видом своих привычных лекарств, получают пустышки-плацебо.

В-третьих, в сорока милях к югу от города, в трубе охлаждения ядерной электростанции Дьябло-Каньон открылась крошечная и не очень опасная течь. Эта незаметная радиоактивная струйка, попав в океан, пробудила спавшего в глубоководной расщелине доисторического Морского Ящера. Существо это за долгие века своей жизни и под периодическим воздействием радиации эволюционировало прелюбопытным образом. В том числе, научилось, как акула - кровь, чуять тоску на очень большом расстоянии. А где тоска, там его еда! И Ящер снимается с места.

В романе Мура через край сюжетного трэша, из которого извлекается комический эффект, и остроумных формулировок, которые ценно смешны сами по себе, однако главная причина, почему это всё так складно и здорово работает - его герои. Они у Мура бесконечно обаятельные, притом что тоже с уклоном в разухабистую дичь, но живые, сердечные и славные до невозможности. Включая одного пса и самого Ящера, которым здесь присвоена возможность внутреннего монолога. 

И хотя в этом романе сожрут довольно много народу, он (тут опять хочется вспомнить все комедии Райта) добродушнейший роман, в финале которого невозможно стереть с лица улыбку. Ну, и в конце-то концов, много вы знаете книжек, где есть вызывающий симпатию плотоядный Ящер, бывшая звезда грайндхаусов, вовремя меняющая статус главной городской сумасшедшей на кожаное бикини и меч, а в кульминационный момент исход дела решает "фендер-стратокастер"?

Комментарии