Стина Джексон "Серебряная дорога"

Триллер с человеческим лицом. Так справедливо отрекомендовать "Серебряную дорогу". Потому что она-то конечно детективный триллер, но остросюжетность и леденящие душу эффекты - всё то, что с читателем обычно в жизни никогда не случается (и спасибо!), и чем он планирует пощекотать себе нервы, усаживаясь уютненько с книжкой - здесь используются очень экономно и осторожно. Мне нравится версия, что "Серебряная дорога" стала книгой года у себя на родине, потому что шведы уже по самые уши обчитались типичных "скандинавских детективов", где кишки висят на каждой люстре, стоит только включить свет, и история, в которой никого не расчленяют вместо "здрасьте", зашла как редкий деликатес. Прелесть этого романа действительно в том, что дискомфортное ощущение вероятной опасности происходящего он нагнетает не всё время и по чуть-чуть, заставляя читателя думать, а правда ли тут что-то не очень нормальное или я зря паникую. Согласитесь, трудно так засомневаться, если тебе тычут в лицо чьи-то внутренности. 

Но справедливо и предупредить, что хтонь и интрига в этом романе, в общем-то, довольно типичные, а некоторые ходы и типажи героев так и вовсе стандартные. У школьного учителя Лелле, живущего на севере Швеции, в местечке под названием Глиммерстреск (вот честно, упоминаю только потому, что звучит же офигенно!), три года назад пропала 17-летняя дочь Лина. Пропала утром, прямо с автобусной остановки, куда ее отец сам же и подвез. Брак Лелле после этого развалился, жена Анетт вскоре ушла к своему психотерапевту, с горем утраты она справляется своеобразно - завела в фейсбуке страничку, посвященную дочери, и пишет туда довольно кринжовые посты. Но сам Лелле справляется еще хуже, он уже три года колесит по магистральной трассе (в народе известной, как Серебряная дорога), откуда пропала Лина, и с маниакальным упорством ищет хоть какие-нибудь следы дочери. А следов никаких, полиция давно сдалась, местные вдоль и поперек прошерстили окрестные леса и населенные пункты - безрезультатно. Поиски Лелле заводят его всё дальше и дальше по Серебряной дороге, а между тем, по соседству поселяется 17-летняя Мея. Девочка переехала сюда с матерью, которая в этих местах нашла себе нового бойфренда. 

Семейная история Меи, кажется, вобрала в себя какой-то специальный учебник по выписыванию подростка с трудным детством, но именно линия Меи окажется большим достоинством этого романа. Мать Меи сильно пьющая, психически неуравновешенная художница (читать: безработная), родившая ребенка в свои семнадцать лет и скитавшаяся с Меей от одного невнятного чувака к другому. Очередным таким "достойным кавалером" оказывается неказистый стареющий любитель порнушки, одиноко живущий в обшарпанном доме прямо посреди леса. Мея втайне мечтает из этой глуши сбежать обратно на юг страны, где она жила раньше, но случайно знакомится с тремя братьями из семейства Брандт, один из которых становится ее парнем. 

Брандты - люди специфические, глава семьи однажды уверовал, что правительство работает против своих граждан, манипулирует легковерными и следит за населением через гаджеты (sic!), а мир вот-вот разнесет на клочки какая-нибудь катастрофа, и от властей помощи ждать нечего. Потому Брандты живут обособленно, на своей земле, ведут натуральное хозяйство и образовываются, слушая подкасты разных выживальщиков. 

Брандты практически сектанты, на этакий своеобразый манер, но Мею они легко и без вопросов принимают в свой круг, а той, на контрасте с непредсказуемостью и расхлябанностью материнского бытования, уклад жизни Брандтов кажется сущим раем. Аркадией покоя и стабильности. Алкоголь у них дома под запретом, чисто, уютно, на столе всегда свежая домашняя еда, а дни они проводят в честном созидательном труде. И тут, забегая вперед, надо сказать, что отношения Меи с Брандтами идеально описывают механизм того, как заброшенный подросток, выросший в обстановке вечного ожидания неприятностей, легко может попасться на крючок любой организации или группы людей, олицетворяющей для него порядок и надежность. Нечто похожее было в "Девочках" у Эммы Клайн, только Клайн акцентировала внимание на потребности в любви и принятии, которую взрослеющий человек, за неимением этого дома, непременно отыщет где-нибудь в другом месте. Но принцип ровно такой же: дай подростку то, чего он недополучил в своей семье, и он безоговорочно твой, с потрохами!

Жизни Лелле и Меи, как вы уже наверняка догадались, однажды пересекутся, а там и до развязки рукой подать. Так ради чего стоит читать "Серебряную дорогу"? Ради шведского северного колорита, очень толковой подростковой линии и ощущения, что опасность не обязательно приходит с грохотом и топором, красуясь перед публикой как нечто экстраординарное, иногда она довольно заурядна, но от этого-то как раз и не по себе.

Комментарии