Уолтер Тевис "Ход королевы"

Без сравнения с сериалом этот текст не обойдется. Можно, конечно, запросто закрыть глаза на факт существования экранизации, но тут сравнение как нельзя более в жилу. Потому что, с одной стороны, объективно суперуспешная экранизация довольно точно (а кое-где прямо деталь в деталь и реплика в реплику) повторяет первоисточник. С другой - есть одно существенное отличие, которое делает сериал и роман историями немножко про разное. И это разное в обоих случаях по-своему ценно.

Восьмилетняя Бет Хармон после гибели матери попадает в сиротский приют и, однажды увидев, как тамошний уборщик сам с собой играет в шахматы, моментально увлекается неведомой ей прежде игрой. Скоро оказывается, что Бет шахматный вундеркинд, и именно вокруг шахмат будет крутиться ее дальнейшая жизнь - путь, который в 19 лет приведет юную американку не куда-нибудь, а аж в СССР, на турнир, где ее противниками станут лучшие в мире гроссмейстеры, советские. Но, помимо них, Бет придется бороться еще и с алкоголизмом и зависимостью от транквилизаторов, каковые у нее довольно быстро нарисовались, потому что травматичное детство даром не проходит. 

Звучит не слишком многообещающе, особенно если вы ничего не понимаете в шахматах и подустали от историй о паршивых последствиях трудного детства. Но не спешите полагаться на первое впечатление, "Ход королевы" (или "Ферзевый гамбит" - тут уже поломано достаточно копий, как краше переводить название романа) потрясающе увлекательная история, с отлично прописанными героями, яркими сюжетными ходами и продуманными деталями, которые не дают оторваться от этого читательского пиршества, да вдобавок из психологической подложки происходящего вырисовывается очень неглупая мораль.  

И тот факт, что сериал перенимает всё это у книжки с минимальными изменениями, пожалуй, лучшая иллюстрация того, насколько Тевис прекрасно пишет. Ни единого провиса, блёклого эпизода или не особенно нужного героя. Что же касается непосредственно шахматных партий, а их конечно в тексте полным-полно, Тевис в них создает такое напряжение, ощущение восхитительной дуэли мастеров, которое никак в сущности не зависит от того, понимаете вы шахматные ходы, или они для вас звучат как тарабарщина - следить за ними отчаянно интересно!
(Так и слышу: "Что, о шахматах можно писать как о чем-то очень огненном и крутом, а не скучном?", - ДА)

Экранизация при этом всё-таки чуточку больше старается угодить широкому зрителю, и чтобы он уж точно не сомневался, что Бет имеет право страдать от аддикций, выписывает ей родительскую травму пожирней, а дела сердечные - поярче, и один из ее ключевых проигрышей (как раз великому русскому гроссмейстеру) объясняет алко-срывом, а не банальной неуверенностью в своих способностях. Счастливый финал сериала окончательно постулирует главную проблему Бет как ощущение ужасного одиночества, дыры в душе, которую не могли заткнуть ни ее несомненные успехи, ни выдающиеся способности, но стоило девушке понять, сколько людей вокруг нее на самом деле ее любили и искренне за нее переживали, сколько их сплотилось вокруг нее в нужный момент, как дыра исчезает (а вместе с ней и все те проблемы, которые она пыталась запить алкоголем и заесть таблетками). Кто-то скажет, сентиментально? Хорошо, но пусть кто-нибудь попробует возразить, что людям нужны не только профессиональные успехи и громкие победы, но и другие люди. Вот эти самые тривиальные, но такие важные, поддерживающие близкие. 

В романе Бет тоже не на шутку заедает одиночество, и комплекс "никому не нужной сироты" еще как на грех постоянно подпитывается новыми и новыми личными утратами, но фокусируется Тевис всё же на другом. А именно, на том, что как бы ты ни был феноменально талантлив, умён и хорош в своем деле, сомнения и страхи тебя будут одолевать все те же самые, которые гложут и совсем не вундеркиндов. Выдающиеся способности не гарантия бесстрашия, титанического спокойствия или непоколебимой веры в себя. И они даже не гарантия победы. Именно поэтому в финале романа происходит не чудо сплочения друзей вокруг Бет (они ей здесь тоже помогают, но всё не настолько радужно бравурно и сентиментально), а чудо осознания ею своих сил и обретения настоящей уверенности в том, кто она есть и чего стоит. Прозаично? Да. Но пусть кто-нибудь попробует сказать, что это легкое достижение.

Комментарии