Себастьян Фолкс "Энглби"

Пока читала "Энглби", придумала невыполнимый челлендж: расскажи об этой книжке что-нибудь, не используя слово "психологизм". Чтоб вы понимали, насколько он невыполнимый, последние главы романа буквально включают в себя отчеты психолого-психиатрической экспертизы главного героя (он же рассказчик). И весь "Энглби" ровно для того написан, чтобы скрупулезно изучить личность Майка Энглби, залезть к нему в голову, внимательно посмотреть на него со стороны, описать и понять, как он таким получился (спойлер: без травмы, само собой, не обошлось). С этой точки зрения Фолкс написал эталонный роман! В смысле - эталонно увлекательный в своем исследовании и до жути правдоподобный. 

Не знаю, читал ли Фолкс когда-нибудь своего соотечественника, психотерапевта Ника Даффелла, который одним из первых поднял проблему специфической психологической травмы у выпускников школ-пансионов - в 1990 году Даффелл написал об этом очень резонансную статью в британской газете Independent, и с тех пор "синдром выпускника пансиона" изучают как отдельное явление - но воспроизводит Фолкс в романе эту травму поразительно точно. Включая даже совсем неочевидные признаки, описанные Даффеллом, которые вряд ли придут в голову не-терапевту в связи с последствиями жесткой травли и издевательств в детско-подростковом возрасте. 

Словом, "Энглби" - это такой великолепный роман на любителя ковырять, ковырять и ковырять психологию героя, примерять ее на реальную жизнь и восхищаться точному соответствию. А сам Майк Энглби - идеальный кандидат для того, чтобы периодически ловить себя на крамольной мысли, что вот этого "ненормального" ты, читатель, прекр-расно понимаешь, ты ему даже многое готов понять-простить. Потому что он, хоть и чеканутый мразина, с разными ужасными наклонностями, но в уме ему не откажешь и сочувствовать есть чему. 

Для нелюбителя всего перечисленного "Энглби" может справедливо оказаться нудноватой книжкой, где мало что происходит, а герой-рассказчик всё зудит и зудит о чем-то своем, проживая большую часть истории довольно ординарную жизнь. После смерти отца, без которого семья осталась в совсем бедственном положении, двенадцатилетний Майк смог поступить по стипендиальной квоте в престижную школу-пансион, которая потом обеспечила ему "входной билет" в Кембридж, и так мозговитый отпрыск рабочего класса в хипповые 70-е оказался в эпицентре элитарного образования. Влюбился в симпатичную студентку, которая вскоре пропала, расследование ее исчезновения быстро зашло в тупик, а Майк тем временем выпустился из университета, чисто случайно стал журналистом, очень неплохо состоялся в профессии, а вот имеет ли он какое-то отношение к тому давнему исчезновению девушки? Это и будет главной интригой. 

Хотя настоящий интерес конечно же не в ответе "так, да или нет?", тут-то как раз догадаться несложно, а в том, что за человек Майк Энглби на самом деле, и как хирургически точно, снимая слой за слоем, Фолкс демонстрирует его суть, добираясь к концу книги до самой сердцевины.

Комментарии