Роберт Хьюз "Шок новизны"

В одной из глав своей книги Роберт Хьюз цитирует манифест берлинских дадаистов 1918 года: "Искусство в своем воплощении и направленности зависит от эпохи, в которую оно живет, а люди искусства - созданья его эпохи". Истина, казалось бы, самая очевидная, но в "Шоке новизны" она становится по-настоящему магистральным принципом разговора об искусстве и главным же ответом на вопрос, "зачем мне читать очередной нон-фикшн про совриск?". Этот нон-фикшн не очередной. Он уникальный. А в случае, если у читателя пока нет в копилке основных знаний по теме - лучший, для того чтобы начать свое знакомство с историей современного искусства.

Восприятие объекта искусства "с чистого листа" имеет право быть, никто не запретит вам прийти в музей и разглядывать картины и скульптуры, ничего не зная об эпохе, направлении, к которым они принадлежат, не обращая даже внимания на табличку с именем автора, формулировать собственное впечатление исключительно на основе увиденного. Любой, кто скажет, что так делать нельзя ни в коем случае - просто сноб. Но правда об искусстве, которую всегда стоит иметь в виду: для того, чтобы понять произведение (а не только получить впечатление от него), его самого недостаточно. Резче всего это заметно в случае с абстрактным и концептуальным искусством, именно оно обычно получает ярлык "непонятное". Но на самом деле любое искусство вне контекста времени и среды, в которой оно создавалось, теряет для наблюдателя ряд важных смыслов. 

Вот, к примеру, картина итальянского футуриста Джакомо Балла "Динамизм собаки на поводке" (1912). Ужасно, мне кажется, забавная, особенно если вы когда-нибудь наблюдали таксу живьем. Но о чем эта картина? О новом времени, таком, каким оно тогда виделось футуристам - времени бурного технического прогресса, завороженности эстетикой автомобилей и механизмов, их силы и возможностей, о неукротимом стремительном движении, за которым тогда мнилось великолепное будущее. Размышляя, как передать это движение живописными средствами, футуристы обратились непосредственно к техническому прогрессу (плоды которого обожали!) - в том числе и к фотографии. Длинная выдержка, позволявшая запечатлеть на снимке движение объекта в пространстве, вдохновила - в этом случае буквально - Балла на создание работы. "Динамизм собаки" в общем и целом совершенно не про собаку, а про ее современника, такого, каким Балла предлагает представить себя зрителю - про его ощущение от мира, где всё вокруг вдруг пришло в движение, обрело немыслимые прежде скорости и стремительный напор. Где эту динамику невозможно не почувствовать. 

Всякий нон-фикшн об искусстве так или иначе касается его истории, реалий выбранного периода, господствующих в то время идей, социально-культурных предпосылок, благодаря которым возникло новое течение, была создана такая-то знаковая работа. Но подобный нон-фикшн обычно написан искусствоведами, и как бы ни был умен автор, каким бы он ни оказался хорошим рассказчиком, его профессия довольно быстро берет верх над текстом. Поговорить именно об искусстве профи, ясное дело, интереснее всего. 

Роберт Хьюз тоже искусствовед и арт-критик, но в "Шоке новизны" - благодаря чему книга и стала легендарной в своей области, множество раз переиздавалась с момента первой публикации в 1980 году - сосредотачивается как раз на том, о чем писали в своем манифесте дадаисты. Хьюз блестяще объясняет развитие современного искусства через характеристику времени, конкретного исторического момента, в который новое искусство возникало и формировалось. Вдумчиво останавливается на каждой эпохе, начиная с конца XIX века - откуда совриск ведет свой отсчет - дает панорамную картину общественной и культурной жизни, и только потом переходит к именам, направлениям, примерам. 

"Шок новизны" таким образом выполняет одну необыкновенно важную задачу, которую искусствоведческий нон-фикшн обычно оставляет читателю уж как-нибудь решать самостоятельно - задачу ясно связать творчество с жизнью и понять, насколько искусство на самом деле тесно взаимодействует с ней. Любая книжка по истории искусства, независимо от своей увлекательности, добавляет читателю эрудиции: при желании напрячь память, вы запомните, какое направление вслед за каким возникло, кто его главные представители, чем оно отличается от других и какой идейный посыл в себе несет. Но не остается ли при таком подходе искусство всё еще ужасно оторванным от реальности, существущим будто бы само по себе, вне окружающей действительности? Однажды группе художников взбрело в голову писать абстракции или переносить на холст сновидческие образы? Окей, но почему? На этот вопрос Хьюз и отвечает в своей книге, всякий раз доказывая, как тесно искусство связано со временем, и как они удивительно точно объясняют друг друга.

Комментарии