Люси Кристофер "Взаперти"

Люси Кристофер предлагает читателям пережить стокгольмский синдром. Причем, в лучших традициях поп-культуры, преступник наш будет чертовски хорош собой (всё на месте: и голубые глаза, и пшеничные волосы, и косая сажень в плечах, и пресс с кубиками), героически благороден, тонко устроен душой, похвально рукаст и трудолюбив, да до кучи еще и влюблен. В общем, натуральный сын маминой подруги с извинительным бэкграундом в виде страшного детства, от которого у него самую малость крыша поехала. Звучит как клише, но Кристофер преотлично удается оживить эту стандартную болванку и сделать из нее правдоподобного человека, а использует писательница именно такой образ отнюдь не для того, чтобы романтизировать героя и выписать эксплуатейшн на тему похищения. Напротив, Люси Кристофер решительно настаивает, что никакие привлекательные качества и даже честное сострадание парню, которому ох как несладко в жизни пришлось, не оправдывают совершённого им.  

Шестнадцатилетняя Джемма с родителями ждет пересадки в аэропорту Бангкока. Поцапавшись с ними из-за пустяка и демонстративно обидевшись, она идет покупать себе кофе, знакомится с симпатичным молодым человеком, тот предлагает вместе посидеть за столиком, подсыпает ей в напиток наркотик, и приходит в себя Джемма уже в каком-то уединенном доме посреди австралийской пустыни. Вокруг, сколько хватает глаз, сплошной песок, в доме, кроме нее и похитителя, ни души. Тай, так зовут парня, спокойно объясняет, что бежать здесь попросту некуда, и привез он Джемму сюда навсегда, потому что в цивилизацию возвращаться больше не планирует. Всё, что нужно для жизни, он предусмотрел - оборудовал и запас заранее - а это место нашел еще в детстве, словом, бытование в пустыне ему явно не в новинку. С Джеммой Тай ведет себя как джентльмен, и в целом не похож на буйнопомешанного, но от этого не особенно легче. Джемма боится своего похитителя, панически пытается спланировать побег, одуревает от жары, слепящего солнца и самой пустыни, которая ей, выросшей в Лондоне горожанке, кажется мучительным кошмаром наяву. Тай же твердо уверен, что лучше и прекрасней места нет на свете, и что Джемма, которую он своим похищением буквально спас, тоже это однажды поймет. Почему он выбрал именно ее, и как так вышло что единственным надежным домом, где можно помыслить счастье, для двадцатичетырехлетнего Тайя стала эта суровая красная земля? 

Большая Песчаная Пустыня Австралии,  третий полноправный персонаж истории, тщательно и с большой увлеченностью выписанная Кристофер, будет постепенно раскрываться перед Джеммой в тысяче удивительных подробностей, так же как и странный парень Тай - в обоих она обнаружит сердце и красоту, обоих в конце концов начнет понимать. В кульминационный момент этого очарования, возникшей симпатии, и уже на волосок от лав-стори, Люси Кристофер обернет дело отрезвляющей развязкой, предложив и Джемме и читателю осознать, что похищение не перестает быть насильственным, абсолютно неправильным действием, какие бы благородные поступки его ни сопровождали, и какие бы чувства похитителем ни руководили. А отношения, сложившиеся у Джеммы и Тайя, хоть и не лишены искренности и выглядят ужасно романтично, по сути своей совершенно НЕздоровые отношения, у которых не может быть хэппи-энда и нет хоть сколько-нибудь хороших перспектив.

О том, что "Взаперти" всё-таки young adult, напоминает включенный в книгу комментарий психолога, где еще раз - и, на самом деле, очень толково! - проговаривается, что такое токсичные отношения, почему они плохи, и их нельзя романтизировать, нельзя оправдывать действия Тайя, как и почему развивается стокгольмский синдром, и что такое созависимость. 
(Взрослая я тут поймала себя на мысли, что и некоторым неподростковым книгам такого рода комментарии бы не помешали, уж больно много вредных установок наша культура накопила и репрезентовала за века своего существования, а критически их переосмыслять далеко не все еще привыкли или хотя бы пробовали)
Но - нисколько не умаляя young adult вообще - относить "Взаперти" к сугубо подростковой литературе рука не поднимается, и качество текста и глубина проблематики в нем точно не разочаруют даже такого искушенного взрослого, который на книжки для подростков посматривает свысока. "Взаперти" отлично иллюстрирует принцип, что "о подростках" совершенно не значит "только для подростков". С эмпатическими переживаниями своего читателя этот роман играет очень даже по-взрослому. Да вдобавок, как настоящий портал, переносит на время в австралийскую пустыню, удивительную, величественную - кажется, песок и правда набился в твои собственные ботинки.

Комментарии