Кадзуо Исигуро "Погребенный великан"

О том, что нобелевский лауреат Исигуро своим "Погребенным великаном" надавал по щекам всем замшелым снобам, привыкшим делить литературу на высокую и низкую, то бишь умную и жанровую, сказано примерно везде и не раз. Славный этот подвиг (кстати, Исигуро сначала написал "Погребенного великана", а уже потом, спустя два года, получил Нобелевку - т.е. снобов посрамил не из позиции непререкаемого авторитета, стяжавшего самую почтенную мировую награду в области литературы, наоборот, совершил свое великое дело на пути к вершине) нравится мне очень своей козырной красноречивостью. Крыть им можно любой выпендрежный спич о том, в каких эмпиреях обитает по-настоящему Большая Литература, и не зазорно ли любить (или писать) жанровое. 


Серьезная рецензия на этот роман, конечно, должна начинаться с того, что Исигуро филигранно работает с темой персональной и коллективной памяти. Мудро обозначает ее главный и вечный вопрос: всегда ли благо помнить, может ли быть целебным забвение? Вопрос, на который - если дать себе труд обдумать его как следует - никогда нет однозначного ответа. Потому что сама потребность в памяти - потребность важная, неизбывная и очень человеческая. Так же, как и потребность в утишении своей боли, а забывание здесь самый очевидный анестетик. И две эти потребности обречены спорить друг с другом, как в личном, так и в коллективном сознании.

Но умные люди (а других в этом блоге не держим, ха!) и сами прекрасно разберутся с лейтмотивом Исигуро, так что давайте лучше поговорим о том, насколько же "Погребенный великан" потрясающе увлекательный роман! Как мощны его повествовательные лапищи!

Странные времена настали в полной легенд и чудес средневековой Англии, которой еще недавно правил сам король Артур. Всё кругом то и дело окутывает хмарь, особый туман, заставляющий людей забывать не только свое давнее прошлое, но даже то, что случилось с ними час назад. Люди, в общем, к хмари притерпелись, им и других забот хватает, что-то опасное, внечеловеческое или колдовское, всегда бродит поблизости. Пожилая супружеская пара, Аксель и Беатриса, движимые смутным воспоминанием, отправляются в соседнее селенье навестить своего сына, где он, как им кажется, должен бы жить уже много лет. Что их ждет на этом пути?..

Ну, точно, что дорога окажется гораздо длиннее, а возникающие по пути дела - сложносочиненней, чем можно ожидать от цели "сходить в другую деревню". Написанный не столько даже в стилистике, сколько в общей манере литературных переложений фольклорных сюжетов, роман их канонам и следует. Напоминая классическую старинную легенду в умелом пересказе, понятно, перекликающуюся с десятком-другим знакомых сюжетов, вплетенных в эту историю. Что-то от ностальгического чувства про "слушал бы и слушал" - как в детстве, забравшись под одеяло, когда каждую любимую сказку не грех и повторить.

Но, вместе с тем, "Погребенный великан" еще и полный саспенса, заставляющий временами нервно поеживаться или замирать от страха, переживать за героев, негодовать на них же, растроганно хлюпать носом и что только не - по-взрослому эффектный фэнтезийный роман. Роман, который при всей своей притчевой глубине и масштабе идеи, совершенно не гнушается быть эффектным, изобретательно пугать и развлекать, провоцировать бурные переживания, ловить внимание читателя на понятные крючки. Словом, такой роман, чей умник-автор редкостно уважает право читателя не только на мысленную работу, но и на удовольствие.

Комментарии