"Девять совсем незнакомых людей": Как сериал проиграл роману

Прочитала "Девять совсем незнакомых людей" после того, как начала смотреть одноименный сериал, и он мне очень не понравился. (Хороший для меня самой оказался повод подумать, сколько может быть пользы от не самой захватывающей экранизации, в которой только чуть проблескивает вероятность интересного первоисточника. Когда смотрела "Большую маленькую ложь", никакого нестерпимого желания бежать читать Мориарти не случилось, просто сериал был хорош, и его вполне хватало!) 

Так вот, если спросите меня, "Девять совсем незнакомых людей" - классный роман. Хороший примерно тем же, чем прекрасна Элена Ферранте: вниманием к нормальным житейским проблемам обычных таких земных людей, которым разве что самую малость накрутили яркости. Мне вообще очень импонируют авторы, находящие для себя писательский интерес в бытовухе, в человеке, которого легко представить своим соседом, умеющие работать такими минимальными средствами живо, умно и искренне. 

Старая, как мир, фабула о незнакомцах, собравшихся в уединенном месте, чтобы мы их пристально, по порядочку изучили, каждого поместив под микроскоп, всегда держится на характерах. Даже если задумана ради потрясающе хитросплетенной интриги. И даже если там припасено по ходу дела сто двадцать твистов, один другого неожиданнее. "Девять совсем незнакомых людей" тоже на этом прочном основании стоят. Да, там с самого начала есть интрига, потому что глава и гуру велнес-центра, обещающего своим клиентам загадочный десятидневный курс полного преображения души и тела, русская эмигрантка Маша - персона странная, с безуминкой в глазах. Есть экзотичный (во всяком случае, для читателя, который сам не съел собаку на ретритах) и не без иронии описанный колорит спа-велнес-вотэтовсё-резортов. Но тащат роман конечно герои, те самые девять, вынесенных в заглавие, постояльцев, по разным причинам и с очень разным бэкграундом приехавших в "Транквиллум-хаус".

Почему не удался сериал? А о том, что он не удался, можно прочитать примерно везде. Некоторые критики сочли, что проекту, в отличие от триумфальной "Большой маленькой лжи", не хватило руки опытного и крутого режиссера (первый сезон Big Little Lies снимал аж сам Жан-Марк Валле: сериал "Острые предметы" и полный метр "Далласский клуб покупателей" - это всё его). "Девять совсем незнакомых людей" же, со всем его суперзвёздным кастом, доверили Джонатану Левину, на счету которого сплошь комедии-середнячки. 

Другие рецензенты заметили, что за героями, пусть и в исполнении больших звёзд (Майкл Шеннон, правда, великолепный драматический актер, см. "Дорогу перемен"; Мелисса Маккарти - чудо, и диапазон у нее, знамо дело, гораздо шире комедийного; Люк Эванс, Самара Уивинг и Бобби Каннавале никогда не разочаровывают в подходящем амплуа; прямо очень хорошая Реджина Холл; Николь Кидман, страшно представить, сколько не вылезала из спортзала), просто очень скучно следить. Ну, не цепляют их личные перипетии абсолютно. А самому сериалу не хватает крутой интриги и ну хоть какой-нибудь зубастой социальной критики.

Последняя точка зрения, мне кажется, ближе к правде. Решающий (в книге) поворот сюжета сериал действительно выдает слишком быстро, при этом парадоксальным образом смотрится ужасно растянутым, вопреки собственному хронометражу. Приделывает от безысходности еще одну не суперзавлекательную интригу (которой в романе не было). Острая социалочка просто вообще не про эту историю. Но главное, в чем сериал фатально проигрывает, решив перечить роману - герои. И вот это, по-моему, самый интересный провал! 

Те самые обычные люди, которых выписала Мориарти, авторам сценария будто показались недостаточно шикарными, будто им всем не хватает лоска или какой-нибудь впечатляющей изюминки. Молодая пара: простой автомеханик и его симпатичная жена, на которых одним днем обрушился гигантский выигрыш в лотерею и все проблемы внезапно богатых людей, он купил себе ламборгини, она стала борщить с пластикой и бьюти-процедурами - превратились в стильного парня, который выглядит как рэп-звезда, и идеальную инста-модель. Скромная женщина среднего возраста, мама четырех дочек, которую муж бросил ради молодухи, предсказуемо загнавшаяся насчет внешности, мечтающая похудеть и пуще всего ненавидящая свое тело - в сериале стала пугающей психопаткой с дикими приступами агрессии. Красавчик-адвокат с кризисом в отношениях (его партнёр мечтает о ребёнке, а сам он детей не хочет) - сменил профессию на хитровыдуманного журналиста-расследователя, а еще у него теперь конфликт между собственной гомосексуальностью и католическим воспитанием в семье. 

Можно бы и дальше продолжать, но так получится пересказ половины книжки. Словом, nine perfect strangers стали буквально очень perfect или strange, scary, unusual (и сама обстановка "Транквиллум-хауса" старается заслужить те же эпитеты) - и, как следствие, из нормальных живых людей превратились в ходульных плоских персонажей (в гротескно сумасшедших декорациях). 

А это - вот так сюрприз! - вообще-то скучно. Зубодробильно скучно. Гораздо скучнее честных проблем проживания климакса, недовольства своим телом после родов или после давней спортивной травмы, заетой сотней пицц, неудачной пластики, отчуждения друзей и знакомых, когда ты вдруг стал богачом, или еще каких семейных дрязг, с которыми настоящие люди живут каждый день.

Комментарии