Энн Пэтчетт "Голландский дом"

Жили-были брат и сестра в сказочно красивом доме со сказочно добросердечной прислугой. Мать их покинула этот дом много лет назад, вроде как сбежала, не вынеся окружающей роскоши, к которой она так и не привыкла, и отправилась в Индию помогать бедным. Отец же был из тех отцов, которые детей своих любят, но не больно-то с ними общаются, отчего дети каждую минуту родительского внимания почитают за великую роскошь и всеми силами стараются заслужить отцовское одобрение. Короче говоря, отец был закрытая книга и себе на уме, но большой трудяга и талантливый бизнесмен в сфере недвижимости, потому у семьи и появился сказочно красивый дом, от одного взгляда на который захватывало дух - в домах отец знал толк! 

Брат с сестрой на жизнь не жаловались, крепко любили друг друга и между собой были образцово близки. Сестра, умница-красавица семью годами старше брата (героя-рассказчика этой истории), практически заменила ему мать, по которой он даже и не скучал, потому что совсем ее не помнил. И всё шло хорошо, пока отец не привел в дом мачеху. Ну, вы знаете, что бывает в сказках, когда у детей появляется мачеха... 

"Голландский дом" честь по чести семейная сага на полвека (вторую половину XX века), в которой читателю предстоит проследить, что же будет с братом и сестрой на протяжении их жизни, какими людьми они вырастут, и какую роль в их судьбах сыграет тот самый великолепный дом, влюбивший в себя их отца, отнявший(?) у них мать и привлекший корыстную мачеху. 

Энн Пэтчетт филигранно умеет писать о делах семейных, вскрывать мельчайшие нюансы разнообразных родственных отношений, да и вообще отношений между людьми, мотивы их поступков, психологическую картину их реакций и переживаний. И очень точно описывает то, как семейные обстоятельства влияют на формирование характера тех, кто в этих обстоятельствах вырос. Вот, пожалуй, главный ответ на вопрос, зачем читать Энн Пэтчетт. Вдобавок к тому у Пэтчетт просто безграничный запас эмпатии, так что для всякого сложного, противоречивого, даже откровенно неприятного (и на первый и на десятый взгляд) характера у нее найдется толика понимания и сострадания и непременный резон, почему даже он заслуживает к себе доброго отношения. Победительное добро - обязательный лейтмотив Пэтчетт. Ради этого важного урока тоже очень стоит за её прозу браться.

Но надо честно сказать, в том, что касается сюжета, "Голландский дом" - откровенная мелодрама, грешащая ходами в духе стародавнего сериального "мыла". И эта мелодраматичность, особенно ближе к концу, обеспечивает интенции Пэтчетт некоторую переслащенность. Так что, если сравнивать "Голландский дом" с другой семейной сагой самой же Пэтчетт, романом "Свои-чужие", последний безоговорочно выиграет (не только у "Голландского дома", а и у почти любой семейной саги), просто потому что история в "Своих-чужих" гораздо сложносочиненней и избегает лобовых приемов.

Всем бы мелодрамам быть написанными с таким мастерством, как "Голландский дом", конечно! Без малейшей натяжки - это прекрасный и яркий роман, кое-где поразительно, до мурашек, психологически точный и страшно увлекательный. Хмурому поборнику реализма придется только простить ему определенную преувеличенность и сентиментальность, а любителю хитровыдуманных историй - безыскусность "вот-это-поворотов".

Комментарии