Эмили Сент-Джон Мандел "Станция Одиннадцать"

Со "Станцией Одиннадцать" у меня случилась любовь со второго взгляда. За что по-честному спасибо надо сказать недавней премьере одноименного сериала от HBO. 🖐Пятюня солидарности, если тоже никогда не можете пройти мимо экранизации с хоть как-то знакомым вам первоисточником. 
Я когда-то начинала читать роман и бросила после первой части (всего их девять), которая мне понравилась очень, потому что вторая часть с ходу вонзила нож в самое сердце моих читательских чаяний (а я, видимо, была не в том настроении, чтобы потерпеть, пока заживёт). 

Дело в том, что первая часть "Станции Одиннадцать" - это очень плотный, максимально насыщенный героями, деталями, действием (а, как следствие, и напряжением), текст, рассказывающий о самом начале общемировой катастрофы. Текст страшно затягивающий и увлекательный! Прямо на сцене, во время спектакля, умирает от сердечного приступа именитый актер. И пока те, чьи чувства задевает его смерть, справляются с первым шоком, осознают свое горе или берутся за рутинные дела, которые всё равно надо как-то решать, по миру стремительно распространяется "грузинский грипп", очень заразный и гарантированно смертельный. Начинается пандемия, которая действительно может стереть человечество с лица земли, и масштаб подступающего апокалипсиса подсвечивает, как песчинки, личные трагедии нескольких героев, для которых главное страшное событие пока - всё еще смерть одного человека. И это повествование (на самом деле самым классическим образом) обрывается за секунду до конца прежней жизни, а вторая часть буквально начинается со слов "Через двадцать лет..." и неторопливо-пасторально рассказывает о театральной труппе, путешествующей по постапокалиптическому миру, чтобы играть Шекспира для малочисленных жителей тех редких поселений, какие теперь и есть всё, что осталось от человечества. Ну, не облом ли? Особенно, если вы, как и я, гораздо больше любите наблюдать крах всего сущего, а не его последствия, то бишь картина апокалипсиса вам гораздо интересней, чем мир постапока. Вот поэтому я и взъярилась. 

Хотя очень стоило не беситься и потерпеть. История в романе еще не раз будет возвращаться назад, чтобы подробно рассказать о событиях до и во время катастрофы, не забудет на обочине никого из героев и прихотливо свяжет их всех друг с другом. Замечательный образец постапокалипсиса с человеческим - а не героическим - лицом*. 

* - вообще, типов постапока, как по мне, есть ровно три (и они, конечно, могут мешаться между собой, но встречаются и в чистом виде). 
▫️Героический постапокалипсис - не мой любимый тип - призван потрафить нашей жажде подвига. В этом мире надо быть очень крутым и суровым, владеть хотя бы одним потрясающим навыком (из тех, что в реальной жизни нет у 99% людей), и постоянно приходится кого-нибудь убивать, ну, или, на худой конец, круто выживать, сцепив зубы, в самых нечеловеческих условиях.
▫️Абсурдный постапокалипсис - наступает потому, что у автора развито чувство иронии. Не обходится без некоторых гротескных преувеличений, от которых обычно и смешно и жутко. "Орикс и Коростель" - чистейший образец, а в "Колыбели для кошки" всё к этому идет.
▫️Постапокалипсис с человеческим лицом - мир, в котором вы можете представить себя с некоторой долей везения. Логичный, подробно обжитой и сосредоточенный на людях, а не на спецэффектах с монстрами и мочиловом. Утверждает гуманистические ценности, потому что именно они и остаются даже тогда, когда кончилось всё: интернет, бензин, антибиотики.

Комментарии