Татьяна Салахиева-Талал "Психология в кино: создание героев и историй"

🔴Не спешите проходить мимо, если слово "кино" или "психология" на обложке не заставляют ваше сердце биться чаще. Интересно и полезно будет всем, кого, в принципе, интересует, как устроены истории. Написанные ли, показанные на экране, уже рассказанные или те, что только предстоит рассказать - у любого повествования есть герои и сюжет, а к ним бывают вопросики. 

Я, так вообще, подозреваю, что на самом деле истории любят обсуждать все. Даже если разговор выходит совсем короткий, вроде "мне не понравилось", "фигня какая-то" или "ну, нормально". За всяким "ну" и "фу" есть впечатление и отношение, которое почему-то да сложилось. 

Одни истории (почему бы вдруг?) кажутся нам захватывающе увлекательными, а другие - пресными и скучными, какие-то вызывают живой эмоциональный отклик, а от некоторых остается только осадочек "выжимали слёзы - порвали три баяна". Ощущение затянутости, слитого финала, предсказуемости сюжета, объемного, банального или "нелогичного" героя каждому читателю и зрителю знакомо. И совсем необязательно, чтобы зритель и читатель был при этом литкритик или киновед (думать и делать собственные выводы никому ничего не мешает - это вообще лучшее кредо на многие случаи жизни, если хотите знать мое мнение). Помните, например, сколько копий было сломано вокруг концовки "Игры престолов" - так запороли создатели сериала финал или нет? Неплохо иметь на такой случай аргументы, правда?

Словом, если вам хочется лучше понимать, что именно мы обсуждаем, когда обсуждаем истории: формулируем свои впечатления, спорим о достоинствах и недостатках (книжки, фильма, сериала - любого нарратива), пытаемся объяснить, себе или другим, что же нас так зацепило, разочаровало, взбесило, поставило в тупик, показалось банальным или потрясающе неординарным, почему такой-то персонаж выглядит суперправдоподобным, а от "картонности" такого-то аж скулы сводит и т.д. и т.д. - книжка Салахиевой-Талал точно для вас. 

🔴Для тех, кто сам пишет и ищет толковый учебник, объясняющий структурные и психологические основы драматургии: зачем персонажу внутренний и внешний конфликт, мотивация, развитие характера, как от них зависит событийный ряд истории, на что можно опереться и что стоит для себя сформулировать, простраивая сюжет - тоже крайне полезное чтение.

Суховатая издательская аннотация, во всех своих похвалах книжке совершенно справедливая, подозреваю, может все-таки и отпугнуть. Потому что обращается, во-первых, прицельно к людям, связанным с кинопроизводством, во-вторых - ориентируется как будто на читателя, для которого особенно манко должно звучать "новейшие исследования в области социокультурных феноменов", "теории Фрейда и Юнга", "гештальт-подход". А вот о чем аннотация умалчивает, так это о том, что Татьяна Салахиева-Талал пишет максимально внятным и доступным языком, прекрасно умеет объяснять не-психологам психологические концепции, и широкому читателю её книжки совсем не надо бояться.

Комментарии