Мик Геррон "Хромые кони"

Если вы всё еще не смотрите сериал "Медленные лошади" (что само по себе, конечно, прискорбно - он замечательный, из тех, что точно не стоит пропускать), у вас есть прекрасная возможность прочитать роман Геррона со всеми ништяками tabula rasa, то бишь без знания спойлеров. И это будет превосходно, гарантирую! 
Впрочем, если сериал вы смотрите, я всё равно настойчиво советую прочитать роман. Потому что живой, ироничный, иногда капельку вычурный (ровно настолько, чтобы вызывать воспоминания о старых добрых временах, когда изящно и колко умели обшутить что угодно) описательный язык Геррона, в отличие от остроумных диалогов, динамичного сюжета и обаятельных персонажей, на экран перенести, ну, никак невозможно. 
А уж если вашему чувству смешного отвечает Вудхауз, о, тогда вам особенно следует знать, что родись сэр П.Г. лет на восемьдесят попозже и вздумай писать лихо закрученные шпионские триллеры, получился бы кто-то вроде Мика Геррона.

Итак, Слау-башня. Безрадостное место, куда сильно проштрафившихся сотрудников MИ-5 ссылают на вечные муки (точнее, пока они сами не решат уволиться) - ютиться на лондонских задворках и выполнять самую скучную на свете, абсолютно бессмысленную бумажную работу, пока в головном офисе "Конторы", фешенебельном Риджентс-парке, делается работа настоящая.

"Войти в Слау-башню или выйти из нее можно было через исключительное посредство заднего двора с плесневелыми осклизшими стенами, и всякий, кто входил, непременно оповещал о своем прибытии громким и неприветливым звуком, так как отсыревшая дверь черного хода каждый раз нуждалась (как и большинство пользовавшихся ею) в добром пинке".

"Слабаков из Слау-башни" откровенно презирают, в том числе и сам же полновластный глава этой богадельни, Джексон Лэм. В далеком прошлом блестящий контрразведчик, по слухам проштрафившийся как-то особенно легендарно и теперь превратившийся в гнусного, неопрятного брюхана, у которого всех дел - день-деньской раскачиваться на стуле у себя в кабинете да угнетать подчиненных. Те, в свою очередь, к шефу тоже особой любви не питают, о чем охотно готовы свидетельствовать, выдайся только удобная минутка.

"Поначалу их беседа была предметной (Джексон Лэм – скотина), затем приобрела более отвлеченно-спекулятивный характер (почему Джексон Лэм такая скотина?), прежде чем естественным образом перейти в разряд мечтательно-сентиментальных (правда, было бы здорово, если бы Джексона Лэма затянуло в молотилку?)".

Но "Контора" не была бы "Конторой", не будь у нее секретов, и не водись в ней истинно макиавеллиевских умов, способных планировать хитрые многоходовки и вести сколь угодно бесчестную игру, когда ставки высоки. Так что совсем скоро унылых обитателей Слау-башни затянет в стремительный водоворот одной крупной интриги, настоящая подоплёка которой совсем не то, чем кажется. 

Геррон - писатель, хоть и очень язвительный, но так-то добродушный. Насколько вообще можно быть добродушным, описывая среду, насквозь пронизанную цинизмом. И именно это качество делает "Хромых коней" такими обаятельными. Едко прохаживаясь на счёт консервативных политиков, торгующих совестью журналистов, сомнительных принципов работы контрразведки, Геррон не превращает свою историю в мрачный шпионский нуар, где единственное светлое пятно - огонёк от зажженной сигареты в крепких челюстях хмурого протагониста. Над крепкими челюстями, развитой мускулатурой под ладно скроенным костюмом и другими клише идеального образа секретного агента он, кстати, тоже вдоволь потешается. 
Но "Хромые кони", вместе с тем, и не типовая духоподъемная история о том, как лузеры попадают в дамки, переиграв противных отличников. Вернее будет сказать - это история о том, что лажают-то вообще все, и к полезным навыкам не обязательно идет в комплекте приятный характер, однако же главная победа, в пику любому сволочизму, всегда обнаруживается где-то в области человечности.

Комментарии