Алекс Михаэлидес "Девы"

Странное чувство, конечно. Мне отчетливо кажется, что если бы моя бабушка решила написать детектив, у нее получился бы примерно этот роман. Есть в нем нечто такое удивительно знакомое, прямо даже родное: мелодия, которую я узнаю с двух нот. 

Бабушка моя была очень интересная женщина, своеобразная. До такой степени, что немногие выдерживали эту стихию, смелейшие могли принимать только в малых дозах, но для истории важно знать следующее: бабушка была романтичная натура, сентиментальная до невозможности и воспитанная в таких ханжеских представлениях о добродетели, что любовные романы, которые она страстно обожала, всегда читала тайком и хранила, обернув в газету, чтобы скрыть от случайных глаз "порочную" обложку. 

Типаж фантастически наивной и скромной героини-красавицы, никогда не подозревающей о том, что на нее тут западают все подряд, решительно отвергающей любые нескромные предложения и отдающей в итоге свое сердце по большой и чистой любви какому-нибудь "высокому, атлетически сложенному" хлопцу, заходил бабушке, по понятным причинам, очень. Но, к чести своей, бабушка никогда не помышляла писать детективы, прекрасно состоялась в другой профессии. И, в отличие от Алекса Михаэлидеса, родилась в 1934 году, что вообще многое извиняет.

Да, я специально погуглила, сколько ему лет. И больше, чем возраст Алекса Михаэлидеса (а ему всего-то 44 года, и "Девы" написаны совсем недавно, в 2021-м), меня поразил только тот факт, что, получив степень магистра английской литературы в Кембридже и отучившись вдобавок на сценариста, он еще три года изучал психотерапию, то есть, по идее, должен иметь о работе и навыках психотерапевта некоторое реалистическое представление. Но нет. 

Главная героиня романа, блестящая (как нам неоднократно указывает автор) психотерапевтка Мариана, застенчивая кисейная барышня тридцати четырех лет и типажа, так любимого моей бабушкой, теряется в каждом первом разговоре с незнакомцами, страдает магическим мышлением, никак это в себе не рефлексируя, постоянно пытается "интуитивно" прозреть чью-нибудь натуру и мотивы, вместо того, чтобы просто задать вопрос-другой, вертела эту вашу супервизию (справедливости ради, ее декларативно крутая супервизорша изъясняется такими туманными загадками, что полезней, пожалуй, сходить на "Битву экстрасенсов"), вертела все на свете протоколы работы (тебя сталкерит твой пациент? прямо заявляет, что хочет с тобой отношений - плевать, не предпринимай вообще ничего, пусть себе и дальше сталкерит, ну, подумаешь, хочется пациенту звонить тебе и угрожающе шипеть в трубку: "Я тебя вижу", - nobody's perfect). 

И Мариана будет расследовать! Да, жуткие убийства студенток Кембриджа, пока кембриджская полиция, в лице почему-то одного единственного инспектора Сингха, распивает чаи (буквально) и гадает, должно быть по звездам, кто же, кто этот мрачный злодей. К Мариане будут жарко катить едва ли не все разбросанные по сюжету мужики, один, разумеется, краше другого, но наша лебёдушка, между прочим, добродетельная вдова, чье сердце навеки отданно погибшему мужу (который был так красив, что ни в какое сравнение со всеми этими другими, ну, чисто Аполлон). Так что краснея и бледнея, то от стыда, то от выпитого игристого, Мариана отвергнет их всех. Лишь одному, особенно очаровательному, чтобы читатель совсем уж не заскучал, в конце подаст робкую надежду. 

А что ж там с убийствами? С убийствами, которые поразительным образом никого вообще в пасторальном Кембридже не колышат. А убийца сам раскроет себя, вот так-то. Потрясающий детектив! Для большей красивости слегка пересыпанный древнегреческой литературой и мифологией. Приятно, конечно, что в числе своих разнообразных степеней и образований, Алекс Михаэлидес хотя бы отличает Деметру от Персефоны.

Комментарии