Ян Гийу "Зло"

Для начала признание: я люблю, когда автор мной манипулирует. В смысле, когда у него это получается, заморочить мне голову, внушить на время определённое восприятие вещей, вызвать какую-нибудь нехарактерную реакцию, неожиданно сильные чувства, обдурить мой этический компас. Неважно, насколько проста уловка, главное, чтобы она работала. И тогда, как только морок рассеется, я, во-первых, конечно, немножечко бешусь и адски горю от любопытства (где? как? в какой момент и почему автору удалось меня провести?), а, во-вторых - испытываю пребольшое читательское уважение (вот же умник! вот же молодец, как ловко всё провернул!).

Но тут надо оговориться, что дело это сугубо личное, никакого универсального мерила "нечестным приёмчикам" нет. По очень простой причине: если вы, например, знаете за собой, что вас способен растрогать любой встречный котик, и автор предлагает вам котика - так он просто обратился по адресу. А вот если от котиков вам, по большому-то счёту, ни жарко ни холодно (или вы их даже, ну всякое бывает, недолюбливаете), но над романом "Страдания юного котика" обрыдались как младенец, автору этого сочинения надо отдать должное - он вами вертел, как хотел. И с категориями посложнее котиков всё обстоит очень похоже.

Роман Гийу для меня как раз из таких, манипулятивных. Потому что то, как он сделан и как в нем всё работает, мне нравится очень, но к дидактическому посылу, который там очевидно вырисовывается, есть некоторые неразрешимые этические вопросики. Этой (бесячей!!) амбивалентностью и интересен.

Trigger warning: в романе зашкаливающее количество насилия, в том числе семейного и школьного. 

Стокгольм, конец 50-х, Эрик - главарь школьной банды. Сам он себя так не называет и мальчиков, которыми верховодит, искренне считает друзьями, а не "шестёрками", да и вообще, всё это вышло как-то само собой. Просто жизнь вокруг такая, любые вопросы решает сила, ею зарабатываются авторитет и уважение, ею пользуется каждый, кто может. Драки на школьном дворе и кулачные выяснения отношений между школами, жестокие и унизительные "телесные наказания" от учителей. Никому не охота прослыть слабаком и нытиком и оказаться в самом низу иерархии. А Эрик дерётся лучше всех. Не только потому что крепкий парень, но и потому что умный. Умеет просчитать противника, знает, как важна в драке верно выбранная тактика. Да вдобавок еще и абсолютно бесстрашный, пугающе хладнокровно принимающий любой удар, что обеспечивает ему восхищение школьных товарищей и вводит в ступор агрессоров (не только сверстников, но даже гораздых лупить учителей). 

Последнее качество результат того, что дома Эрика ежедневно избивает садист-отец, изощренный выродок, с особым удовольствием изобретающий всё новые поводы для "наказаний".

Однажды школьная банда заходит слишком далеко, и её члены, испугавшись перспективы отчисления с "волчьим билетом", хором сдают своего лидера. Эрика выгоняют, объявив его главным злом (буквально) и выписав такую характеристику, что возможность продолжить учёбу хоть где-то становится совсем призрачной. 

Случившееся заставляет Эрика многое переосмыслить. Талантливый в спорте, имеющий очень неплохие академические успехи, Эрик впервые задумывается, а так ли уж прав он был, гордясь собой и в той части жизни, где регулярно использовал "право сильного" и решал конфликты "честным боем". 

Это не пересказ половины книжки, это только завязка. Эрика всё-таки примут в новую школу, дорогущий престижный интернат (на который нашла деньги мама). И получив самый последний шанс доучиться и не погубить свое будущее (без этих двух школьных лет путь к высшему образованию и хорошей карьере будет закрыт), Эрик обещает себе никогда больше не драться, не лезть на рожон, по максимуму выкладываться в учёбе и спорте - словом, начать новую жизнь.

Вот только интернат окажется местом куда как худшим, чем прежняя школа. Насилие здесь не просто процветает, а возведено в школьное правило так называемого "дружеского воспитания", по сути, легитимизированную дедовщину. Старшие ученики вовсю, и не таясь перед учителями, дубасят младших, а младшие обязаны терпеть любые побои и демонстративные унижения, иначе исключат за нарушение школьного устава. Смиренно выносить измывательства Эрик не намерен, а потому вступает в очень трудную затяжную борьбу с местной системой, где силы заведомо неравны, его обидчикам можно всё, он же сам скован людоедскими и абсурдными параграфами устава по рукам и ногам. 

Да, история - несгибаемый герой в одиночку противостоит целой Империи Зла, во славу справедливости. И история эта удается Яну Гийу великолепно. Крепко сбитый по действию, держащий в постоянном напряжении, социально и политически заряженный (взрослые, поощряющие насилие, конечно, не просто так, из воздуха берутся, а имеют вполне конректные политические взгляды), не забывающий подкидывать читателю надежду, что справедливость таки восторжествует, яркий никогда-нельзя-сдаваться-роман. У Гийу удивительным образом получается даже сделать живым, объемным и вызывающим искреннюю симпатию персонажа, который по всем признакам должен был получиться картонно-мэрисьюшным (судите сами: Эрик - писаный красавчик, умник, блестящий спортсмен, храбрец с железной волей, исключительно высокими моральными принципами и никогда не гаснущим оптимизмом). 

Ну, и кто, в конце концов, не любит истории, где распоясавшимся мерзавцам дают отпор? Именно в этом месте для меня и происходит та самая манипуляция, о которой я сказала в начале. Автор осуждает насилие, явно и недвусмысленно. Указывает на порочность среды, в которой насилие становится возможным, не оправдывает и бичует агрессоров, сообщает читателю, что с насилием нельзя мириться и необходимо бороться. Но у кого получится бороться и как?

Далее есть спойлеры 

В романе два, полярно разных, героя, манифестирующих идею противления злу - Эрик и его интернатский друг Пьер, мальчик подчеркнуто неспортивный, этакий рохля-ботаник, неспособный победить в драке или с каменным лицом переносить боль и тем самым наводить ужас на врагов. Пьер эту борьбу проиграет и, не выдержав издевательств, покинет интернат. Эрик же храбро пройдет все пытки, не раз навешает старшеклассникам-мучителям, изыскав способы сделать это так, чтобы не вылететь из школы, и будет под конец выглядеть почти эпическим героем. Сложно не заметить, что успех протагониста здесь по большей части обеспечен тем же самым насилием (а если совсем точно - отлично развитой способностью насилие применять), которому он же противостоит. Ну, т.е. получается такая типичная "пацанская" этика, мол, бить и угнетать других нельзя, но если выбивать зубы только плохим парням - то всё ок.

Не может настоящий серьезный разговор о насилии обойтись и без того, как насилие психологически калечит жертву абьюза и как калечит того, кто сам совершает насилие. Однако Эрик, будучи и тем и другим одновременно, не травмирован вообще. Отцовские побои в логике романа его "лишь закалили", насилие, применяемое им самим в интернате - сугубо акт доблести, сопровождающий его взросление и становление как цельного, благородного, насквозь положительного человека, утвердившегося в своей правоте и утвердившего справедливость.

Истории о "справедливом возмездии", как об ответе ударом на удар, вообще кажутся мне очень лукавой штукой. Потому что они нравятся, они эмоционально приятны, и обязательно, где-то на самом глубинном уровне, периодически всплывает мыслишка "правильно-правильно, так и надо". Но в историях, рассказанных таким вот героическим образом, ничего не сказано ни о цене, которую платит сам мститель, ни о том, что формула "насилие порождает насилие" - это не сумма двух величин, а страшный бесконечный фрактал.

Комментарии