Габриэль Зевин "Завтра, завтра, завтра"

Роман про геймдев! (На этом, думаю, можно заканчивать, уже интересно🙂)

У производственных романов есть одно превосходное качество - сфера деятельности, вокруг которой закручен сюжет, может быть сколь угодно далека от ваших интересов в реальной жизни, на получение удовольствия от книжки это никак не влияет. 

С другими жанрами обычно сложнее. Редкий сай-фай способен увлечь читателя, который не любит сай-фай, не всякая семейная сага достучится до сердечка того, кто в гробу видал эти истории о нескольких поколениях одного семейства, готика, как ни крути, требует некоторой приязни к плохо отапливаемому жилью из старого фонда, ну, и так далее. Производственный же роман в этом смысле - совершенно универсальная штука. Неважно, что вы не отличаете ферзя от ладьи, Уолтер Тевис всё равно превратит для вас шахматные турниры в головокружительный экшн (тут дело в том, что у "Хода королевы" жанровых черт производственного романа вообще-то не меньше, чем романа воспитания). Никогда не интересовались подробностями управления универмагом в Англии XIX века - да и наплевать, от "Беллмена и Блэка" гарантированно не оторвётесь. Лично я вот, например, вообще не играю в компьютерные игры, у меня ровно ноль геймерского опыта, но книжку Габриэль Зевин проглотила только так. 

Словом, худший вариант рекомендации любого производственного романа - сказать: "Это для тех, кому интересна тема Х". Нет, это вообще-то буквально для всех, в том-то и соль.

Почему именно истории, повествующие о людях, погруженных в свою работу, особенно френдли к широкому читателю, отдельный интересный вопрос, но надо же, наконец, рассказать и о книжке, так что поехали:

Друзья детства, Сэм и Сэди, умники с математическими олимпиадами и общим увлечением видеоиграми в анамнезе, вновь встречаются случайно уже студентами. Он учится в Гарварде, она - в МТУ, на дворе 90-е, и к началу нулевых эта пара (не романтическая, что для обоих принципиально важно) создаст вместе суперхитовую компьютерную игру. Их третий деловой партнер Маркс, сосед Сэма по общежитию, рубаха-парень, симпатяга и прирожденный мегаменеджер, однажды влюбится в Сэди, а Сэди как раз обидится на Сэма, к которому всё-таки испытывала кой-какие потаённые чувства, а тот вдруг поймет, что неравнодушен к Сэди... Короче, в романе Зевин есть любовная линия, по классике собранная в виде треугольника, но надо честно сказать, она - самое скучное, что есть в этом романе, ничем не блещет, но ничего особенно и не портит. А вот индустрия компьютерных игр, подробно показанная изнутри и на протяжении пары десятков лет, за которые она успевает пережить несколько знаковых эволюционных скачков, будни разработчиков, деятельность компаний, занятых в геймдеве, весь этот дивный мир удаётся Зевин превосходно, суперзанимательно и драйвово.

И вот, кстати, половина ответа на вопрос, в чём секрет производственных романов. Их авторов, правда, прёт от той сферы деятельности, которую они описывают. Они в ней самые настоящие знатоки и задроты! А о таком у людей и в жизни получается рассказывать лучше всего, и пишется об этом чаще всего на ура. Так что восславим Габриэль Зевин за реализацию - действительно отличной - идеи написать роман о разработчиках игр. 

Вообще прекрасный выбор жанра для любого молодого автора, который еще не поднаторел в психологизме и не нажил столько опыта, чтобы извлекать чистое золото из простой человеческой бытовухи.

Комментарии