Пола Фокс "Отчаянные характеры"

Гляжу на обложку и думаю: "А что тут еще говорить-то? Лучше, чем продаёт эта обложка, никто не продаст". Разве только добавить, что Франзен не просто написал предисловие (точнее восхищенное эссе, которое тут выступает в качестве предисловия), а и вообще главный фанат этой книжки. Ну, а кому и любовного блёрба от Ферранте мало, и премированная на Берлинале экранизация не убеждает, тех издательская аннотация добьет: "Роман погружает читателя в тревожную атмосферу психологических фильмов Бергмана и триллеров Хичкока и держит в невероятном напряжении до самого конца". Короче, всем бы нам по жизни такие рекомендации, как у романа Полы Фокс.  

С Бергманом я бы, конечно, так уж не горячилась, до его марианских впадин в экзистенцию кому угодно еще копать и копать (не исключая ни книжки Фокс, ни самого Франзена), но роман, и правда, симпатичный. 

До отвращения благополучная семейная пара, Софи и Отто, сорокалетние бездетные интеллектуалы без материальных проблем, живут себе поживают в Бруклине, где-то на рубеже 60-70-х. Понятно, что под тонюсенькой бронёй из комфорта и социальной успешности давно цветёт букет неврозов, сюрприз в том, какое именно - до крайности нелепое - событие эту броню проломит. Софи укусит бездомный кот. И, что особенно обидно, неблагодарно и коварно цапнет за руку в тот самый момент, когда Софи возьмется его кормить, то бишь, проявлять истинное милосердие. Ну, и дальше пошло-поехало: рука болит и опухает, а вдруг бешенство или ещё какая зараза, животное же дикое, надо идти к врачу, но вдруг ужасно страшно идти, у Отто тем временем тоже нарисовалась проблема, с ним внезапно (внезапно ли?) решил расстаться его давний бизнес-партнёр, Софи всё танет с походом к врачу, Отто как-то слишком уж болезненно реагирует на разрыв деловых отношений. Череда обыденно неприятных эпизодов, которые переживают супруги, обретает словно бы макабрический оттенок и всё никак не заканчивается...

Зачем читать? Компактный и бодро спешащий к своему финалу роман (очень киногеничный, что правда), состоящий из вроде бы совсем незначительных бытовых сцен, совершенно виртуозно ими распоряжается. Верный принципу "Не рассказывай, а показывай", в каждом поверхностно простом эпизоде он выдаёт о героях что-нибудь ОЧЕНЬ красноречивое, исподволь объясняет их характеры, обнажает давние внутренние конфликты, неизжитые проблемы отношений с собой и окружающими, ярко рисует социальную среду и её рассово-классовые разломы. Словом, тот самый случай, когда автору нет нужды что-то специально проговаривать или заставлять проговаривать своих героев, то, какой ковёр они постелили у себя в гостиной, всё расскажет за них. 

Комментарии