Джон Хиггс "Всё страньше и страньше. Как теория относительности, рок-н-ролл и научная фантастика определили ХХ век"

Мало какой допотопный софизм бесит меня так же сильно, как противопоставление "физиков" и "лириков": то бишь технарей и гуманитариев, науки и искусства, сознания, оперирующего (якобы) исключительно точными расчётами и в рамках формальной логики, и (якобы) всегда интуитивного, не поддающегося никакой систематизации, непостижимо иррационального творческого мышления.

Если кажется, что я сгущаю краски, и проблемы давно нет, просто представьте стоящих с панамками в руках филолога и программиста: какие клише о себе они соберут от почтенной публики? Кто тут с высоким IQ, а кого просто больше никуда не взяли? Кто тонко чувствующая поэтическая натура, а у кого эмоциональный диапазон чайной ложечки? Чья работа двигает прогресс, а кто занимается никому не нужной болтологией? Кто из них предпочитает Джойса, а кто - Лю Цысиня? Ну, и так далее. Если хочется масштабировать задачу, попробуйте ответить на вопрос, почему важность хорошего гуманитарного образования до сих пор предмет дискуссий, а не самоочевиднейшая аксиома? Или почему фраза "я, гуманитарий" в обиходе почти всегда значит "я так и не понял, зачем в школе заставляли решать логарифмы"

Короче, исследователей, верных междисциплинарному подходу, я особенно люблю, и Хиггс как раз из таких. Его нон-фикшн рассматривает историю ХХ века, как историю идей, причем, не просто совокупность идей, оказавших значительное влияние на общество, науку или культуру в течение прошлого века, а их тесные взаимосвязи. Философия, научно-технический прогресс, искусство, экономика, феномены массовой культуры - не изолированные системы, каждая в своей коробочке, а определяющие друг друга и взаимовлияющие процессы. Чтобы лучше их понимать, нам всегда стоит смотреть шире одной, узкоспециальной отрасли знания. Проще говоря, хочешь разобраться, как что-то работает - учись быть и "физиком", и "лириком" одновременно, потому что ровно так на деле и работает наш мозг, он "и", а не "или".

Автора нон-фикшена, который не углубляется в какую-нибудь одну фундаментальную сферу исследований, легче всего счесть поверхностным, несерьезным, даже некомпетентным. И сама книжка, на страницах которой соседствуют Эйнштейн и Литтл Ричард, космическая гонка и вторая волна феминизма, Super Mario и экзистенциалисты, для взрослого читателя (особенно такого, кому не нужно объяснять, кто такой Сартр или в чём смысл теории относительности) при беглом взгляде тоже рискует сойти за детскую энциклопедию "Всё обо всём", слишком легкомысленное чтение, если вам не двенадцать лет. Но вот тут-то я и возьмусь настаивать, что как раз для таких читателей нон-фикшн Хиггса самое то. Потому что его главная цель не объяснить вкратце каждую дефиницию из облака тегов ХХ века, а проследить логику в том, как это облако тегов получилось. Систематизировать факты, а не просто накидать их, чтобы читатель почувствовал себя чуть большим эрудитом, чем был до книжки Хиггса. Словом, даешь больше новых нейронных связей!) Бонусом это еще и очень увлекательно и остроумно написано.

Комментарии