Бен Ааронович "Реки Лондона"

Однажды, аккурат перед домом легендарного первого старосты Пишпека Ильи Терентьева, дело было на пешей экскурсии, я задумалась: что, если бы какой-нибудь автор решил написать городское фэнтези, выбрав местом действия Бишкек? Ну, дух Терентьева там бы точно фигурировал! Потому что, будем честны, в городе, которому всего 145 лет, фактурой особо не поразбрасываешься: дореволюционных зданий раз, два и обчелся, от кокандской Кузнечной крепости остался один только холмик (который, если не знать, что там прежде была крепость, а до неё, в VII веке, еще более древняя крепость Джуль, выглядит как ничем не примечательный пустырь посреди района облупившихся одноэтажных домишек), о том, что точнехонько через Бишкек проходил Великий шёлковый путь, напоминает только название улицы Жибек Жолу (она же самая старая улица города, если вас когда-нибудь спросят, надеюсь, что на викторине и за хороший приз). 

Манас родился не у нас (Манас from Талас - немножко горжусь изобретением этой мнемотической запоминалки и заодно продолжаю готовить вас к квизу), Курманжан-датка царствовала на юге, и даже силач Кожомкул не сподобился связать жизнь со столицей, чтобы стать здесь гением места, ака genius loci. Как мог бы выглядеть дух-покровитель Ошского базара, хотела б я знать (как задумка Стивена Кинга, наверняка скажут малохольные, никогда не жившие в районе Ошского). Понятно, что  "̶з̶о̶л̶о̶т̶о̶й̶ ̶к̶в̶а̶д̶р̶а̶т̶"̶  старый центр могли бы как-то интеллигентно поделить между собой Айтиев, Чуйков, Чокморов, Бейшеналиева, Минжилкиев, Баялинов, Токомбаев и другие великие люди прошлого века, но в таком разе потусторонний Бишкек очень напоминал бы самый обычный Бишкек каждого 31 августа - на Дзержинке не протолкнуться. Что же касается фантастических существ, а тут надо понимать, что ни метро, ни хоть каких-нибудь завалящих катакомб у нас нет, выбор у албарсты был бы очень небогат, либо бункер под площадью Ала-Тоо, либо штаб-квартира где-нибудь в Аламедине. 

Короче, автору, пишущему городское фэнтези, жить, к примеру, в Лондоне - сущее читерство! Вот что я думаю. Просто везение. Двадцать веков истории, подкрепленных материальным наследием, архитектурой, культурными памятниками, подробно задокументированными эпохальными событиями, пантеоном известных личностей, национальным и общеевропейским фольклором - неудивительно, что в UK все, кому не лень, постоянно сочиняют фэнтези, в том числе и с Лондоном в главной роли. Призраки, вампиры, вековечные духи места, волшебники, начавшие теоретизировать магию еще при Исааке Ньютоне, не то чтобы Бен Ааронович изобрел велосипед. Да и сюжетный троп "герой жил самой обычной жизнью, а потом узнал, что магия существует..." британская литература более или менее великолепно заездила уже в хвост и в гриву. 

В общем, нахваливать "Реки Лондона" за любовную экскурсию по Лондону, хотя в этом смысле книжка, конечно, воплощенная мечта любого англофила и готовый путеводитель для туриста, мне кажется примерно тем же, что хвалить законы природы. Ну, да, Земля круглая, Солнце светит, а Лондон - древний город с богатейшей фактурой. Едва ли эти три факта можно поставить кому-то в личную заслугу. 

Однажды молодой констебль Питер Грант, допрашивая свидетеля странного ночного преступления, обнаружит, что говорит с самым настоящим призраком, и заверте... Магия существует, в лондонской полиции об этом знают, хоть и не афишируют. Отныне Питер, имеющий некоторые магические задатки, будет служить под началом инспектора Найтингейла, последнего живого волшебника Британии, расследующего дела с участием сверхъестественных сил.

И тут самое время сказать, чем же роман "Реки Лондона" так хорош, что в бесконечном ряду фэнтезийных книжек про Англию и детективов с участием паранормальщины именно на него стоит обратить внимание. Бену Аароновичу очень круто удаётся его герой-рассказчик. Бен Ааронович запросто мог бы вести писательский спецкурс "Обаятельный герой-рассказчик, снабженный чувством юмора - залог успеха". Потому что "Реки Лондона" образцовый пример того, как эта истина работает. Всё, что читатель встречает в романе, он видит глазами Питера, а Питер умеет подмечать забавное в жизни, никогда не теряет присутствия духа и чувства самоиронии, он смышленый, но без лишней зауми, в меру мечтательный и в лучшем смысле приземленный парень, чья нормальная, прямо даже конформная витальность не даёт "магическому" сюжету разложиться на зубодробильный пафос и потёртые клише (а именно это чаще всего грозит фэнтези, особенно такому, где главгерой открывает в себе небывалые способности). Словом, Бен Ааронович хоть и не придумал дивно оригинальной истории или невероятно закрученной детективной интриги, зато придумал, как написать бодрое, забавное, хорошо развлекающее и ни секунды не бесячее городское фэнтези, выбрав для, в общем-то, стандартной экскурсии подходящего гида, с которым хоть куда. Как итог, магия сработала!

P.S. второй роман серии о Питере Гранте, "Луна над Сохо", тоже есть в русском переводе.

Комментарии