Майк Робертс "Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством"

"Леннон провалился по всем предметам, включая изо. Ему оставался только один путь – арт-колледж".

Звучит как шутка (на мой вкус, так даже очень смешная), но вообще-то, начиная с 50-х годов прошлого века, в Британии всё так и обстояло: будущие идолы поп- и рок-сцены практически поголовно шли учиться в художественные колледжи, потому что других вариантов не было. Реформа образовательной системы сделала базовое арт-образование доступным для всех слоев населения, и юные "творческие натуры" из семей хоть среднего, хоть рабочего класса, о чём бы там себе ни грезили, автоматически отправлялись изучать живопись и дизайн - ведь надо же и самых странненьких, "особо креативных" юнцов куда-то определить. 

У некоторых из них действительно были отчетливые художественные способности, как, например, у Сида Барретта, будущего основателя Pink Floyd, кто-то, как Леннон, просто ни в чём особенно не отличился. А заведений, где бы учили делать модную музыку, тогда еще не существовало.

The Who, The Kinks, The Yardbirds, все те группы, которые десятилетие спустя станут "британским вторжением", главным музыкальным явлением 60-х, выросли из творческой тусовки арт-колледжей, а их создатели кое-что смыслили в передовом визуальном искусстве и имели тесные связи с художественной средой. Тенденция, которая - спойлер - в англоязычной музыке вообще сохранится вплоть до конца 80-х. И панк, и нью-вейв, и все музыкальные колоссы по обе стороны океана, от Боуи до Заппы и Игги Попа, будут транслировать и перерабатывать в популярную музыку идеи, возникающие в области визуального арта.

США после Второй мировой войны, в принципе, стали мировым центром развития художественного процесса, кузницей его авангардных идей (Ротко, Поллок, Раушенберг, Уорхол - известная история). Концептуальное искусство, постоянно ищущее новые формы и способы самовыражения, тяготевшее к перформативности, в конце концов логичным образом добралось в своих экспериментах и до музыки. Музыкальное выступление ведь тот же перформанс, конкретно - аудиовизуальный. И как без Уорхола не было бы The Velvet Underground, так и в целом без влияния течений, возникавших и развивавшихся в художественной среде, не было бы той западной поп- и рок-сцены второй половины ХХ века, какую мы знаем. 

Связь музыки и визуального искусства, с одной стороны - мысль, которая как будто лежит на поверхности. Понятно, что все формы творческой деятельности существуют в общем культурно-историческом контексте, а, значит, и в русле общих течений (достаточно однажды уяснить, что какой-нибудь термин, например, "барокко" описывает и живопись, и музыку, и литературу, и архитектуру - всё, принцип понятен). С другой стороны, ну какая, казалось бы, может быть связь между чисто музейным "заумным" искусством, теориями художников-концептуалистов, и тем, какую музыку делали Blondie или Sex Pistols? Но связь как раз самая прямая, и нон-фикшн Майка Робертса описывает именно этот феномен второй половины ХХ века - формирование массовой культуры такой, какой мы её знаем, в постмодернистском слиянии "высокого" и "низкого", и удивительный, захватывающий творческий симбиоз художников и музыкантов, создавший саму популярную музыку, как явление.

Комментарии