Лорен Грофф "Аркадия"

Если вы смотрели драмеди "Капитан Фантастик", решить, стоит ли читать роман Грофф, думаю, будет проще простого. Тест такой: чем меньше внутреннего протеста у вас вызывает жанровое определение этого фильма, тем вернее, что и "Аркадия" может вам понравиться. Меня, например, "Капитан Фантастик" все два часа не на шутку бесил, хоть я и понимаю, по каким признакам он попадает в разряд трагикомедии. Да, рассказано легко и местами комично, щедро полито сентиментальным сиропом, но ситуация-то страшная, как её ни лакируй. Поехавший абьюзивный папаша растит шестерых детей на лоне природы, подальше от этой вашей "прогнившей капиталистической цивилизации", а дивно эрудированные, крепкие румяные детки словно бы убедительно доказывают успех отцовского метода. И в квантовой физике не по летам разбираются, и ужин себе в диком лесу наохотить способны. Под конец еще и очень удобно оказывается, что дед у них богач, так что в целом всех ждет беспечное будущее, несмотря на - мягко говоря - оригинальное детство. Мило, да только в реальности так не бывает, см. любой кейс про папаню-экспериментатора, возомнившего себя великим воспитателем закаленных крепышей и вундеркиндов. 

Главный герой "Аркадии", мальчик Крох, родился и растет в коммуне хиппи. Его родители из числа пионеров этого поселения, тех, кто в 1968 году консолидировались вокруг своего харизматического лидера, музыканта Хэнди (разумеется, редкой сволочи), удачно прикупили за бесценок обширный земельный надел и перебрались туда, чтобы вести простую и естественную жизнь в слиянии с природой, честном труде, этике радикального коллективизма и всеобщей любви. То бишь, родители Кроха очень идейные, а сам он, "первое дитя Аркадии", никогда не бывал во внешнем мире и никакой другой жизни просто не знает. Детское восприятие, понятное дело, сглаживает все острые углы, так что нервозный, вечно полуголодный мальчик растет в святой убежденности, что Аркадия - самое прекрасное место, населенное положительно прекрасными людьми. 
Судьба хипповских коммун известна. Ко времени, когда Крох станет подростком, община совсем уж маргинализируется и начнет неумолимо разваливаться, несмотря на упорные попытки родителей её сохранить. Так что во взрослую жизнь Кроху и другим подросткам коммуны придется вступать уже во внешнем мире - и тут, казалось бы, должен разыграться ключевой конфликт этого романа воспитания. Столкновение с иными ценностной и социальной системами, переосмысление своего детского опыта, необоримый или преодолимый отпечаток среды. Как дальше сложатся жизни Кроха, остальных отпрысков Аркадии и тех, кто когда-то её построил?

Но роман Грофф - роман в этом смысле абсолютно (и парадоксально!) бесконфликтный. С темой взросления в коммуне хиппи она обходится так же, как "Капитан Фантастик" с лесным абьюзивным папашей: да, есть свои неприятные моментики, но в целом-то, в целом всё же было хорошо, и вон какие люди замечательные выросли, под стать своим идейным родителям, добрые, сплоченные, рукастые, светлые головы! Где-то на фоне промелькнула депрессия, вещества, растление несовершеннолетних и еще, как минимум, один эпизод, упоминание которого невозможно без пометки trigger warning, но в целом хорошо же было! Кроме шуток счастливая Аркадия. А единственная героиня, на которой такое детство сказалось правдоподобным образом - сугубо отрицательная персонажка, вероломная роковая любовь главного героя. И если кого-то бесит, что "современная лит-ра вся про травму", роман Грофф прямо специальный, эксклюзивный подарок. Вот уж где серьезных травм не бывает в принципе, так только, ерунда, вроде сбитой коленки - поплюешь, подуешь, и сразу всё пройдет. 
Ну, и напоследок еще один простой тест на приятие: либо "Девочки" Эммы Клайн, либо "Аркадия" Лорен Грофф. И то, и другое - очень маловероятная история.

Комментарии